В рамках Форума Креативного Бизнеса в Санкт-Петербурге 15 июня 2022 года Ассоциация Галерей провела дискуссию «Искусство как актив: возможности для инвестирования в турбулентное время». Спикеры обсудили инвестиционную привлекательность современного российского искусства.
Владимир Шабасон (IT-компания Self Soft Production):
«У нас сейчас на вкладах лежит около 40 триллионов рублей, приблизительно на инвестиционных счетах лежит более 12 триллионов рублей, по оценкам российских специалистов – от 6 триллионов и по оценкам ай-пи адресов, которые были сняты при покупке криптовалют, – около 16 триллионов рублей. Российские инвесторы (где-то приблизительно 12% от всего населения – 17 млн человек) внесли деньги в инвестиционный объект под названием крипта.
То есть у нас около 80-100 триллионов рублей находится в активном инвестиционном обороте там, где люди сами физически вкладывают деньги для того, чтобы положить их и получить некий доход. По официальным оценкам рынка, который сейчас есть в сегменте искусства, – это около 20 миллионов долларов. Теперь давайте представим, сколько % готовы вкладывать в альтернативные инвестиции. Если мы возьмем цифру 5 % даже – это 5 триллионов рублей, возьмем 2%, то – 2 триллиона рублей, возьмем даже 1% – 1 триллион рублей. Мы видим, что глубина рынка просто колоссальная».
Анастасия Тараданкина (партнер юридическая компания Delcredere):
«В рамках покупки современного искусства нет необходимости проводить сложные экспертизы: обычно есть гарантия от галереи, и можно получить объект искусства от живого автора, что сильно снижает риски получения неподлинного произведения. Поэтому для современного российского искусства открываются перспективы».
Дмитрий Брейтенбихер (старший вице-президент, руководитель Private Banking и «Привилегии» ВТБ):
«Клиенты ищут возможности для альтернативного инвестирования с прогнозируемой доходностью. Безусловно, у арт-рынка есть своя специфика, связанная с необходимостью проведения детальной экспертизы; пониманием, что это за художник, в какой период жизни выполнена работа, какой у нее провенанс и т.д. Это не совсем банковская история, поэтому мы напрямую сотрудничаем с рядом партнеров, в том числе и галереями, крупными государственными музеями, которые помогают формировать коллекцию и прицельно инвестировать, чтобы в долгой перспективе приумножить вложенные средства».
Ксения Подойницына (InArt Gallery by Ksenia Podoynitsyna):
«Помимо галерейной деятельности я занимаюсь аналитикой рынка, так как для подтверждения цены произведения нужны достоверные данные. С прошлого года благодаря приходу нового партнера, я могу говорить о выходе на новый уровень, о новом сервисе InvestArt, который создан для инвестиций в российское современное искусство c использованием machine learning и BIG DATA.
Основные задачи проекта: показать современных профессиональных художников, сколько они стоят, покупать/продавать работы и со временем их переоценивать, так как мы смотрим на заслуги художника во времени. Мы хотим предоставить возможность инвесторам задать сумму, риск, к которому он готов, и продолжительность, минимум среднесрочную. Этот проект станет одним из этапов построения прозрачного рынка – одной из ключевых стратегических задач Ассоциации Галерей».
Дмитрий Ханкин (сооснователь галереи «Триумф»):
«Коллекционер – это работа творческая, потому что инвестиции в искусство – это не только деньги, но и знания, интеллект, эмоции, страсть, то есть всё то, что делает искусство искусством».