Анималистика в изобразительном искусстве XIX века.

С 07.05 до 18.11.2022 в Государственном музее А.С. Пушкина.

Выставочный проект «Анималистика в изобразительном искусстве XIX века. Из собрания Государственного музея А.С. Пушкина» посвящен изображению животных в искусстве XIX века. Их тесная связь с различными сферами жизни человека – войной и охотой, хозяйством и транспортом – находила отражение в живописи, графике и декоративно-прикладном искусстве того времени.

Многочисленные войны пушкинской эпохи способствовали развитию жанра батальной живописи. Популярностью пользовались сцены охоты, которая была одним из излюбленных увлечений дворянства. Мода на «четвероногих любимцев» – многочисленных мопсов, болонок, левреток, шпицев – проявлялась в искусстве портрета.

В сельских пейзажах и сценах крестьянской жизни преобладали образы домашних животных. «Геральдические» звери и птицы – львы, олени, орлы и пр. – украшали гербы аристократов. Скульптурные изображения животных служили элементами внешнего декора зданий и их внутреннего убранства.

Экспонируемые на выставке работы многообразны. Для одних животные являются смысловым центром; на других они лишь присутствуют в различных жанрах – бытовом, охотничьем, батальном; на третьих – выполняют роль стаффажных фигур, призванных оживить полотно.

Открывают экспозицию лубочные картинки, главными действующими лицами которых являются животные. Их условность резко контрастирует с другими живописными и графическими работами, которые отличает более реалистичное изображение зверей и птиц, точность в передаче художниками мельчайших деталей – характерных поз, структуры меха или окраса оперения.

Следующий раздел посвящен лошадям, без которых не обходились ни военные действия, ни охота, ни поездки. Не удивительно, что внимание художников и скульпторов было приковано к этим красивым и сильным животным. Их эталоном в искусстве стали скульптуры П. К. Клодта. Его скульптурная композиция для Аничкова моста, воспроизведенная на акварели В. С. Садовникова, является украшением выставки.

Особого внимания заслуживают работы К. Верне. Рисуя лошадей и всадников, кавалькады и верховые прогулки, художник каждый раз находил новую красоту в гибких движениях и стройных пропорциях благородных скакунов. Освоение изобретенной в самом конце XVIII столетия техники литографии принесло Верне дополнительную популярность. Среди признанных мастеров жанра, представленных на выставке – А. О. Орловский, Н. Н. Каразин, Н. Е. Сверчков и др.

Значительную часть экспозиции составляют произведения «охотничьего» жанра. Эта тема характерна для всех этапов истории искусства, во всех культурах и странах. Ее «действующие лица» – лошади, различные породы охотничьих собак и дикие звери. Блестяще изображали охотничьих собак С. Хоуитт, Л. Даншин, К. Верне, чьи работы свидетельствуют о знании анатомии, характера и повадок животных.

Главными персонажами сельских пейзажей выступали домашние животные – участники жизни крестьян. Соответствующий раздел выставки объединяет живописные и графические изображения коров, коз, лошадей, волов. Независимо от того, как именно они нарисованы – лежащими, стоящими или мирно пасущимися, – художники старались придать им индивидуальный характер и эмоциональную выразительность.

На многих портретах XIX века рядом со своими хозяевами запечатлены комнатные собачки. Мода на них пришла в Россию из Европы в XVIII веке. Царская фамилия не раз получала в подарок от иностранных послов миниатюрных четвероногих друзей. На гравированном портрете Екатерины II работы Н. И. Уткина и И. В. Ческого с оригинала В. Л. Боровиковского императрица изображена с одной из своих любимых левреток. На офорте Ю. Лекса и Ф. Дитриха с оригинала Л. И. Киля рядом с великим князем Константином Павловичем также находится его любимый пёс.

Отдельной темой выставки являются иллюстрации Е. М. Бём к басням Крылова, передающие идеи поучительных текстов с живостью и сатирой. Главной задачей художницы была как точность в изображении животных, так и наделение их чертами, поступками и переживаниями, присущими людям.

Авторами живописных и графических произведений, представленных на выставке, были русские и иностранные мастера XIX века. Одни из них оставили заметный след в истории искусства. Имена других остались неизвестны для потомства. Однако работы всех этих художников свидетельствуют об интересе и любви к изображаемому ими миру природы.

 

 

Информация (на 07.05.2022):

Государственный музей А.С. Пушкина — – Выставочные залы 1 этажа.

Адрес: улица Пречистенка, 12/2.

Ближайшая станция метро «Кропоткинская».

Время работы: ежедневно с 10:00 до 18:00, в четверг с 12:00 до 21:00, выходные дни: понедельник, последняя пятница месяца.

Стоимость билетов: взрослые – 250 рублей, льготные категории – 100 рублей.

Каждое третье воскресенье месяца музей работает бесплатно.

http://www.pushkinmuseum.ru/

 

Смотреть еще

А.С. Пушкин. Жизнь и лира. Вологодский кремль — Художественный отдел.

А.С. Пушкин. Жизнь и лира.

С 17.05 до 01.09.2024 в Вологодском музее-заповеднике.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *