Четверг , 10 октября 2024

То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник…

С 16.02 до 30.09.2022 в Доме-музее В.Л. Пушкина.

В Доме-музее В.Л. Пушкина открывается выставка «То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник…» к 350-летию со дня рождения Петра I.

Петр I – одна из крупнейших и самых противоречивых фигур российской истории. До сих пор в нашем общественном сознании нет твердо установленной оценки личности и деятельности императора. Эти оценки бывают прямо противоположны: на одном полюсе – бог, на другом – антихрист. И так воспринимали Петра I уже многие его современники, считавшие царя единственной причиной и двигателем той новизны, какую вносили в жизнь его реформы.

Пылкая, смелая преданность Петру и его делу отличает многих его сподвижников – «птенцов гнезда Петрова», по выражению А. С. Пушкина. Так, канцлер граф Г. И. Головкин считал, что гением Петра мы «из небытия в бытие произведены». Но страшную ненависть вызывал Петр у защитников старого быта, освященного вековыми традициями. Так или иначе, реформы затрагивали всех и никого не оставляли равнодушными.

Плоды деятельности Петра – внешняя сила России и новый порядок внутри страны – были на глазах у каждого ближайшего потомка, а жгучая вражда недовольных постепенно становилась воспоминанием. В обществе привилась точка зрения, сформулированная М. В. Ломоносовым: «Не вымышленных петь намерен я богов, но истинны дела, великий труд Петров».

Важно отметить, что история как наука зарождается в России лишь во второй половине XVIII века. И Ломоносов, и его просвещенные современники судили о Петре лишь по сохранившимся преданиям. Однако и в первой трети XIX века историческая наука еще не полностью выделилась из области искусств и гуманитарных наук. «История Государства Российского» была создана писателем Карамзиным во многом как произведение литературы.

Тогда же складывались и взгляды на историю А. С. Пушкина, который выражает их, в основном, в художественной форме. Неоднократно возвращаясь к личности царя-реформатора, он посвящает ему «Стансы», «Арапа Петра Великого», «Полтаву», «Медного всадника», «Историю Петра».

Впервые к образу Петра I Пушкин обращается в 1826 году. И это не случайно. Начало царствования Петра сопровождалось бунтами, дворцовыми переворотами, расколами и казнями. Но затем смута была подавлена; укрепилась власть сильного монарха, государство очистилось верно направленными преобразованиями; военные победы стали апофеозом славы отечества. Нечто подобное Пушкин рисовал себе и в текущей истории николаевского правления: за кровавой развязкой дела 14 декабря должны были следовать благодетельные реформы, военные победы, возвышение умных государственных мужей.

Под знаком таких или подобных историко-политических размышлений и складывался у Пушкина замысел произведения о Петре. Ему соответствовали главы из романа «Арап Петра Великого» (1827). Арап был, как известно, «царю наперсник, а не раб». Похожую роль видел для себя и Пушкин – служить добру у трона «нового Петра», то есть Николая I. В 1828 году поэт снова обратился к образу Петра в поэме «Полтава». Главное в поэме – военная история России, военный гений Петра I, утверждавший мощь и величие России:

Тогда же, во второй половине 1820-х годов, у Пушкина возникает мысль о написании «Истории Петра I». В июле 1831 года поэт обратился к Николаю I с просьбой о разрешении заняться исследованиями в государственных архивах и библиотеках с целью создания истории Петра Великого и его наследников, до Петра III. В. И. Даль, который в сентябре 1833 года встречался с поэтом в Оренбурге, вспоминал:

«Пушкин воспламенился в полном смысле слова, коснувшись Петра Великого, и говорил, что непременно, кроме дееписания об нем, создаст и художественное в память его произведение: «Я еще не смог доселе постичь и обнять вдруг умом этого исполина: он слишком огромен для нас, близоруких, и мы стоим еще к нему близко, – надо отодвинуться на два века, – но постигаю это чувством; чем более его изучаю, тем более изумление и подобострастие лишают меня средств мыслить и судить свободно».

В «Медном всаднике», написанном Пушкиным осенью 1833 года, Петр I – «строитель чудотворный». Вступление к поэме – гимн Петербургу. Поэт восторженно описывает возникшую в лесах и болотах Финского залива северную столицу – одетые в гранит берега Невы, зеленые сады, чугунный узор оград, громады дворцов и башен, множество кораблей у пристани, поэтический сумрак белых ночей.

Гимн городу – это и гимн его создателю: здесь прорубил Петр для России окно в Европу, утвердил российское государство на море и на суше, развернул торговлю с другими странами, привлек науки и искусства для украшения юной столицы. Но сколь бы ни сочувствовал Пушкин реформатору и реформам, он глубоко проник в смысл и характер частных трагедий и катастроф, сопровождавших преобразования. «Волей роковой» вмешиваясь в людские судьбы, Петр несет гибель и разорение, либо насильственное, формальное «счастье».

В 1835 году, работая над подготовительным текстом «Истории Петра I», Пушкин остро чувствовал двойственность реформ и личности самого реформатора: «Достойна удивления разность между государственными учреждениями Петра Великого и временными его указами. Первые суть плоды ума обширного, исполненного доброжелательства и мудрости, вторые нередко жестоки, своенравны и, кажется, писаны кнутом. Первые были для вечности, или по крайней мере для будущего, – вторые вырвались у нетерпеливого самовластного помещика».

Экспонаты выставки рассказывают об эпохе Петра I, предлагая посетителям поразмышлять об этом непростом времени и дать собственную оценку личности и деятельности царя-реформатора.

 

 

Информация (на 16.02.2022):

Дом-музей В.Л. Пушкина – филиал Государственного музея А.С. Пушкина.

Адрес: улица Старая Басманная, дом 36.

Ближайшие станции метро «Бауманская», «Курская» и «Красные ворота».

Время работы: среда, пятница, суббота и воскресенье с 10:00 до 18:00, в четверг – с 13:00 до 21:00, понедельник и вторник – выходные дни. Последняя пятница каждого месяца – санитарный день.

Стоимость билетов: взрослые – 180 рублей, льготные категории – 50 рублей. Каждое третье воскресенье месяца – вход бесплатный.

http://www.pushkinmuseum.ru/

 

Смотреть еще

Дом-музей В.Л. Пушкина Выставка Цветы, любовь, деревня, праздность Василий Пушкин и усадебная культура его времени

Цветы, любовь, деревня, праздность… В.Л. Пушкин и усадебная культура его времени.

С 10.08.2022 до 31.01.2023 в Доме-музее В.Л. Пушкина.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *