Четверг , 25 апреля 2024

Юрий Альберт и Виктор Скерсис. Неуместное глубокомыслие.

С 07.09.2021 до 31.01.2022 в ILONA-K ARTSPACE в Mercury Tower.

ILONA-K artspace представляет выставку Юрия Альберта и Виктора Скерсиса, которая развернется на двух этажах Mercury Tower, Москва-Сити.

Связанные многолетней дружбой, художники работают в области аналитического концептуализма. Их творчество не характеризуется каким-то общим узнаваемым стилем, напротив, оно состоит из различных проектов, описывающих и исследующих часто совсем не связанные между собой явления и процессы искусства.

В экспозиции будут представлены более 30 новых произведений, созданных специально для ILONA-K.

В проекте Юрия Альберта «Я всё еще жив (2018)» зритель увидит своеобразный календарь художника. На двенадцати, по числу месяцев, зеркалах зафиксированы запотевшие следы дыхания художника — по одному на каждый день календаря, как будто кто-то проверял — жив ли еще автор, дышит ли? Придуманный еще до начала эпидемии проект Альберта, оказавшийся провидческим, ставит перед зрителем вопрос об отношениях между художником и произведением: является ли произведение искусства автономным объектом, зашифрованным сообщением или это лишь продукт жизнедеятельности автора?

Рассказывая о проекте, художник раскрывает использованную в нём модель искусства: «Искусство не для того, чтобы на него смотреть, а для того, чтобы о нём думать. Пока мы о нём мыслим, оно существует. Пока оно живо, нам есть чем дышать. Вот мы вам и надышали немного искусства, чтобы было о чём думать. И вообще, интересно: является ли картина изображением, зеркалом окружающей жизни, сообщением об открывшейся художнику истине или просто подтверждением того, что художник пока ещё жив?»

Этот вопрос, одновременно серьёзный и (само)ироничный, перекликается с другими работами Юрия Альберта, представленными на выставке, в которых он использует карикатуры советских и западных авторов. Карикатуры являются определенными высказываниями конкретных художников, отражающих мнение части общества в прошлом. Поместив их работы в контекст искусства XXI века, Юрий Альберт подвергает их смысловой трансформации, превращающей сатиру в самокритику.

По мнению Виктора Скерсиса: «Искусство — это явление вселенной, данное нам в бесконечном множестве смысловых пространств нашего мышления. Мы не можем дать единого и единственно правильного определения искусства, но мы можем строить модели и давать определения тому, что называется искусством.

Модель, представленная на выставке, предполагает, что искусство — это манифестация мышления, это сон, который могут увидеть все. В этом сне абстрактные размышления представляются конкретными образами, а конкретные объекты являются абстракциями. Игра очевидного и подразумеваемого — это и есть искусство!»

В экспозиции представлены два проекта Виктора Скерсиса: «Не верь глазам своим!» и «Узоры».

В проекте «Не верь глазам своим» художник развивает концепцию «Аллегорической абстракции» группы «Царь горы» (Ю. Альберт, П. Давтян, В. Скерсис, А. Филиппов), в котором создаваемое абстрактное произведение, наделялось довольно длинным, как бы аллегорическим, названием, например «Апеллес, принюхивающийся к Александру Великому».

Название произведения помещает абстрактную картину в смысловое пространство аллегории, то есть абстракция лишается свойства нерепрезентативности, являющегося фундаментальным для абстрактной живописи, и становится изображением.

В проекте «Не верь глазам своим!» Скерсис делает следующий шаг — подменяет нерепрезентативную абстракцию псевдорепрезентативной, сохраняя при этом аллегорические названия. Так одна из абстрактных композиций, выполненная в красных и голубых тонах, называется «Триумф эссенциализма».

Название отсылает зрителя к спорам об искусстве середины прошлого века и далее к идеям Платона о сущностях вещей. Казалось бы, трансфигурация абстракции в изображение произойдёт и здесь, однако волшебство художника чарует зрителя, заставляет его считывать сочетания красок на холсте не как изображение абстрактной мудрости, но как изображение морковки. Назвав проект «Не верь глазам своим!», художник требует от зрителя освободиться от чар псевдорепрезентации и вернуться к простой истине: «Вы видите просто краски на холсте». Проблема, конечно, в том, что мы обычно видим то, что мы думаем.

В проекте «Узоры» Виктор Скерсис возвращается к исследованию роли интерференции идей в создании новых явлений искусства. В данном случае за основу были взяты восточный орнамент и западный абстрактный экспрессионизм. Восточный орнамент построен на повторениях. Как только узор определён, изготавливаются лекала, по которым художник создаёт орнамент путём многократного очерчивания.

В этом заложен философский смысл: всё повторяется в этом мире, всё предначертано и в этом — вечность. Функция художника лишь аккуратно заполнить уготованное. В западном же экспрессионизме царит сиюминутность, порыв, непреднамеренность. Эти подходы фундаментально различны, но каждый ценен. Можно ли их совместить? 

Виктор Скерсис подходил к этой проблеме в середине восьмидесятых, работая над проектом «Сетка». «Узоры» представляют собой другой подход. Огромные холсты написаны в жёсткой брутальной манере монохромной примитивисткой абстракции, оставляющей от элементов узора лишь их первоначальный импульс к существованию, дикую витальность предсуществования вечности.

 

изображения не найдены

 

Информация (на 06.09.2020):

ILONA–K ARTSPACE.

Адрес: — 1-й Красногвардейский проезд, дом 15 — Mercury Tower.

Время работы: понедельник – пятница с 11:00 до 21:00, суббота и воскресенье – выходные дни.

Ближайшие станции метро «Деловой центр» и «Выставочная», станция МЦК «Деловой центр».

Стоимость входного билета: 500 рублей.

Посещение только по предварительной записи по телефону: +7 (985) 760-11-97.

https://www.ilona-k.com

 

Смотреть еще

Выставка Премия Кандинского 15 лет ГЦСИИ Нижний Новгород Арсенал

Премия Кандинского. 15 лет.

С 22.12.2021 до 27.03.2022 в Государственном центре современного искусства в Нижнем Новгороде (Арсенал).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *