Суббота , 20 апреля 2024

Лаборатория Будущего. Кинетическое искусство в России.

С 16.01 до 10.05.2021 в Государственной Третьяковской галерее на Крымском валу – Новая Третьяковка.

Государственная Третьяковская галерея совместно с Центральным выставочным залом «Манеж» (Санкт-Петербург) представляют проект «Лаборатория Будущего. Кинетическое искусство в России», посвященный одному из самых значимых и в то же время наименее изученному направлению в истории российского искусства второй половины ХХ века.

Экспозиция демонстрирует широкую панораму развития кинетического искусства в 1960–1970-х годах, прослеживая его связь с авангардистскими экспериментами начала века и художественными практиками современности.

Выставка, прошедшая в петербургском Манеже в феврале-марте 2020 года, предстает перед московской публикой в более масштабном формате. Он продиктован, прежде всего, архитектурой Западного крыла Третьяковской галереи, пространством, где музей проводит яркие междисциплинарные проекты, связанные с поиском актуальных тем, смыслов и форм в современном искусстве.

«Лаборатория Будущего. Кинетическое искусство в России», с одной стороны, является крупнейшей выставкой современного искусства, осуществленной в этом пространстве, с другой — продолжает традицию демонстрации самого актуального среза художественной жизни.

Архитектура здания открыла новые возможности экспозиционных решений, благодаря которым выставка объединила больше крупномасштабных объектов и инсталляций, появились специальные видеозалы, расширился список имен художников, чьи произведения включены в состав показа. Время рождения кинетического искусства и архитектурного проекта здания на Крымском Валу практически совпало, и это рождает между ними глубокую историческую и эстетическую связь.

В основе кинетического искусства лежит идея трансформации: как художественной формы, так и самого процесса восприятия. Подвижность, изменчивость, нестабильность — определяющие качества для динамических произведений, преобразование которых происходит с помощью механических сил или визуальных эффектов. Кинетизм возник одновременно в различных регионах мира в послевоенную эпоху, что было во многом связано с идеей реабилитации технического прогресса и формированием информационного общества.

Наравне с научным авангардом художники-кинетисты изобретали визуальные системы передачи информации, исследовали особенности образного мышления, экспериментировали с новейшими технологиями и материалами. Такие темы, как полисенсорность восприятия, алгоритмизация творческого процесса, процессуальность, интерактивность, виртуальность, определяли актуальную художественную проблематику того времени.

Художники не только искали новые формы воплощения своих творческих замыслов, но и реализовывали их в сфере дизайна, архитектуры, градостроительства, организации окружающей среды. Таким образом, кинетизм стал не просто направлением в истории искусства, но и своеобразной лабораторией, где художники генерировали альтернативные версии реальности и того будущего, в котором мы сегодня оказались. То, что когда-то виделось художественным экспериментом, теперь во многом является частью нашей повседневной жизни.

Экспозиция в Новой Третьяковке включает разнообразные формы и жанры кинетического искусства: мобили, самонапряженные конструкции, трансформирующиеся скульптуры, оптическую живопись, графику, коллаж, фотографию, видеопроекции, звуковые и световые инсталляции, интерактивные объекты. Представлены работы известных художников-кинетистов, создавших основной комплекс произведений в 1960–1970-х годах, и их предшественников — главных представителей русского авангарда начала XX века, а также современных авторов.

Выставка состоит из четырех разделов, в каждом из которых предпринята попытка выявить наиболее характерные черты кинетизма и показать историю развития его основных идей. При создании выставки кураторы стремились уйти от герметичной структуры, подразумевающей четкое деление между разделами.

Архитектура пространства сделала их взаимопроникаемыми и объединила общими методами, идеями, именами. Формальные эксперименты, начавшиеся в живописи и графике, нашли свое продолжение в пространственных структурах. Абстрактные геометрические построения воплотились в конкретных проектах дизайна и архитектуры. Большинство представленных произведений проникнуто стремлением актуализировать всевозможные способы чувственного воздействия на зрителя.

Раздел «Лаборатория зрения» посвящен исследованию визуального восприятия и художественным экспериментам по расширению его возможностей. «Лаборатория искусствометрии» демонстрирует работы, для которых важны точный расчет и рациональная объективация художественного процесса.

Раздел «Лаборатория среды» собрал различные проекты по переустройству окружающего пространства в области архитектуры, дизайна, театра. В «Лаборатории синестезии» представлены проекты, авторы которых используют мультисенсорный подход и реализуют идею всеобъемлющего произведения.

Художники, чьи произведения представлены на выставке: Пётр Айду, Владимир Акулинин, Кирилл Александров, Анна Андреева, Татьяна Андреева, Владимир Баранов-Россине, Галина Битт, Леонид Борисов, Александр Веснин, Герман Виноградов, Николай Воинов, Анатолий Волгин, Наум Габо, Булат Галеев и НИИ «Прометей», Владимир Галкин, Илья Голосов, Александр Григорьев, Михаил Гришин, группа «Движение», Михаил Дорохов, Римма Заневская-Сапгир, Юрий Злотников, Сергей Зорин, Платон Инфанте, Франциско Инфанте-Арана, Карл Иогансон, Давид Какабадзе, Густав Клуцис, Иван Клюн, Анна Колейчук, Вячеслав Колейчук, Анна Комарова, Алиса Королёва, Ася Королева, Анатолий Кривчиков, Владимир Кринский, Георгий Крутиков, Макс Ксута, арт-группа «Куда бегут собаки», Иван Кудряшов, Валентина Кулагина-Клуцис, Александр Лабас, Александр Лаврентьев, Николай Ладовский, Август Ланин, Иван Леонидов, Эль Лисицкий, Вячеслав Локтев, Сергей Лучишкин, Татьяна Макарова, Казимир Малевич, Павел Мансуров, Владимир Мартиросов, Михаил Матюшин, Константин Мельников, Пётр Митурич, Мария Молокова, Лев Нусберг, Натан Певзнер, Любовь Попова, Юрий Правдюк, Наталия Прокуратова, Николай Прусаков, Александр Пушкарёв, Юрий Решетников, Александр Родченко, Владимир Рындин, Роман Сакин, Владимир Слепян, Андрей Смирнов, Юрий Соболев, братья Стенберги, Варвара Степанова, Борис Стучебрюков, Владимир Татлин, Сергей Третьяков, Екатерина Трубина, Борис Турецкий, Сергей Филатов, Павел Филонов, Велимир Хлебников, Илья Чашник, Яков Чернихов, Леонид Чупятов, Евгений Шолпо, Алексей Шульгин, Стас Шурипа, Василий Щетинин, Иван Щетинин, Сергей Эйзенштейн, Александра Экстер, Мария Эндер, Борис Эндер, Сергей Якунин, группа Stain и ::vtol:: (Дмитрий Морозов), Recycle Group.

Куратор: Юлия Аксёнова

Сокураторы: Анна Колейчук, Андрей Смирнов, Наталья Сидорова (Государственная Третьяковская галерея)

Архитектор выставки: Ксения Лукьянова

 

изображения не найдены

 

Информация (на 04.01.2021):

Государственная Третьяковская Галерея, здание на Крымском Валу – Западное крыло.

Адрес: улица Крымский Вал, дом 10.

Ближайшие станции метро «Октябрьская» и «Парк Культуры»

Режим работы: вторник, среда – с 10:00 до 18:00, в четверг, пятницу, субботу и воскресенье – с 10:00 до 21:00, выходной день – понедельник.

Стоимость билетов: взрослые — 500 рублей, льготные категории — 250 рублей.

Подробнее — https://www.tretyakovgallery.ru/for-visitors/museums/novaya-tretyakovka/

 

Смотреть еще

Фонд культуры ЕКАТЕРИНА Выставка Зима, и всё опять впервые

Зима, и всё опять впервые.

С 13.12.2023 до 04.02.2024 в Фонде культуры «ЕКАТЕРИНА».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *