А.П. РЯБУШКИН
(1861-1904)
Андрей Рябушкин – один из самых обаятельных живописцев русской народной жизни. Он вошел в историю русского искусства как талантливый мастер историко-бытового жанра и тонкий бытописатель современной ему крестьянской жизни.
Он не сделал эпохи в истории искусства, подобно Репину или Сурикову. Но без его картин русская живопись потеряла бы что-то очень существенное и привлекательное, без них современный и будущий зритель был бы лишен возможности понять какую-то важную грань характера русского человека.
Произведения Андрея Рябушкина всегда входят в экспозицию крупнейших музеев русского искусства и занимают там почетное место. Их нельзя спутать с картинами других художников – современников Рябушкина, их легко узнать и без подписи среди полотен русской художественной школы XIX столетия – настолько узнаваем стиль и манера письма живописца.
Андрей Петрович Рябушкин родился 17 (29) октября 1861 года в селе Станичная Слобода Борисоглебского уезда Тамбовской губернии. Сельский уроженец, происходивший из семьи потомственных иконописцев, Андрей Рябушкин всегда тяготел к народности в искусстве – и в стиле, и в выборе тем, – что было в духе традиций Московского училища живописи, ваяния и зодчества, где он начинал своё художественное образование 1875-1882 годах. Его учителем был В.Г. Перов, сразу оценивший талант молодого художника, И.М. Прянишников и Е.С. Сорокин.
Учился Рябушкин и в Императорской Академии художеств (1882-1890), однако академические традиции гораздо меньше повлияли на его творчество. Гораздо больше дала ему учёба у П.П. Чистякова.
Жанровые произведения Рябушкина посвящены в основном крестьянской жизни, их объединяет умение подметить крестьянские типы и, в большинстве случаев, – яркий, праздничный колорит. Собственно, и в исторической живописи Андрей Рябушкин оставался жанристом. Он, в отличие от Сурикова, избегал драматических, развернутых сюжетов, передавая дух изображаемой эпохи в лаконичных бытовых сценах, полных точно подмеченных деталей.
Большинство исторический произведений художника посвящено XVII веку. Это время он особенно любил и знал в совершенстве. Кажется, что его полотна написаны с натуры – как будто нашел художник тайную дверцу, сквозь которую он мог проникать в далёкое прошлое. Столь достоверна передача деталей костюмов, архитектуры, интерьеров, но не только – нечто неуловимое есть в фигурах и выражении лиц, в самом воздухе стародавней Москвы!
Рябушкин неоднократно совершал поездки по городам средней полосы России, изучал архитектуру и быт древней Руси, писал иконы, делал эскизы мозаик и росписей для соборов, а также большого и малого залов Санкт-Петербургской консерватории. Работал над книжными иллюстрациями. Участвовал в выставках МУЖВЗ, Товарищества Передвижных Художественных Выставок (1891-1893), «Мир искусства» (1901-1903) и СРХ (1903).
изображения не найдены