Вторник , 23 апреля 2024

Игорь Макаревич и Елена Елагина. Обратный отсчёт.

С 11.11.2020 до 21.03.2021 в Московском музее современного искусства, здание на Гоголевском бульваре, дом 10-1.

Московский музей современного искусства ММОМА, Москва представляет ретроспективную выставку Игоря Макаревича и Елены Елагиной «Обратный отсчёт». Экспозиция включает в себя как сольные проекты каждого из художников, так и наиболее значимые совместные художественные высказывания. Для самих авторов эта выставка — повод оглянуться назад и проанализировать сделанное и пройденное за последние тридцать лет.

Игорь Макаревич и Елена Елагина начали работать как соавторы в 1990 году в рамках знаменитой «Закрытой рыбной выставки», а их творчество традиционно рассматривают в контексте московского концептуализма. Макаревич/Елагина, несомненно, художники аналитического склада, умеющие тщательно работать с архивными материалами. Зачастую именно исторические документы становятся триггером для создания произведения или инсталляции, как в случае «Закрытой рыбной выставки» (1990), «Жизни на снегу» (1994) и многих других.

В анамнезе творчества обоих — литературность и интерес к основным утопическим учениям ХХ века: от теории всеобщего воскрешения философа Николая Федорова до поисков Казимира Малевича и Владимира Татлина, до всей доктрины русского авангарда. О том, что при создании произведения для них важна сюжетная смысловая основа, художники неоднократно говорили в многочисленных интервью, подчеркивая, что без литературной составляющей работать и скучно, и невозможно.

Их общие интересы связаны со схожестью биографий (оба окончили одну и ту же художественную школу) и с основными вопросами послевоенного поколения — от анализа сталинских репрессий и утопических теорий до попыток восстановить почти утраченные связи с авангардными течениями.

До 1990 года художники работали раздельно, но помогали друг другу, особенно если приходилось выполнять масштабные монументальные заказы в Олимпийской деревне, театре Райкина и др. За спиной Макаревича — учеба на художественном факультете ВГИКа, театральный и телевизионный опыт, у Елагиной — работа помощницей скульптора Эрнста Неизвестного и уроки Алисы Порет, близкой подруги Даниила Хармса и Александра Введенского, что в сочетании с работой над монументальными заказами обострило интерес обоих к мастерству, качеству произведений.

И, в свою очередь, породило узнаваемый стиль соавторов: сочетание аналитического исследования нематериальной сферы и предельной «сделанности» произведений. Так, рассуждая об учении Николая Федорова, они невольно сформулировали и собственный метод — «соединение крайнего мистицизма и крайней материальности».

Макаревич/Елагина способны выразить в лаконичной знаковой форме ускользающие многосоставные смыслы, легко ими жонглировать внутри каждого произведения, точно визуализировать философские подтексты. Если прибавить к этому иронию и самоиронию, присутствующую во многих проектах, умение работать с персонажами, то, почти сливаясь с ними в экзистенциальном переживании (Макаревич, «Музей Борисова»), то максимально от них дистанцируясь (Елагина, «Лаборатория великого делания»), можно приблизиться к адекватному пониманию их творчества.

Развитие «Обратного отсчета» не следует жесткой хронологии. Выставка сформулирована и следует логике сквозных тем, их взаимовлияний и пересечений. Структура выставки похожа на «хорошо темперированный клавир», где каждое следующее художественное высказывание и логически вытекает из предыдущего, и тесно с ним связано, так что художественный диапазон расширяется с каждым новым проектом.

Экспозиция развивается от контекстных, атмосферных инсталляций «Круг жизни», «Круг КД» и «Контекст» к концентрации поиска последнего десятилетия в трех залах с общим названием «Русский космизм», связанных с аспектами учения Николая Федорова, до знаковых произведений, среди которых важные опоры для становления общего стиля — «Закрытая рыбная выставка», «Грибы русского авангарда», «Русская идея» и другие.

В контекст выставки также включены и сольные произведения авторов: произведения 1970–1980-х годов «Частичное изменение», «Музей Борисова» и «История шкафа» (Игорь Макаревич) и «Лаборатория великого делания» и «Объекты среднего рода» (Елена Елагина).

Куратор: Елена Селина

Также, по мотивам одного из самых известных проектов Макаревича/Елагиной в Центре Вознесенского с 21 октября по 22 ноября проходит Спецпроект VII Московской Международной Биеннале Young Art «Закрытая рыбная выставка. Реконструкция».

Эта выставка — результат коллаборации Центра Вознесенского с мастерской художников Яна Гинзбурга и Дмитрия Хворостова Института современного искусства «База». В рамках проекта пройдет сопроводительная программа.

Подробнее о выставке — http://cultobzor.ru/2020/10/zakrytaya-rybnaya-vystavka-rekonstruktsiya/

 

изображения не найдены

 

Информация (на 02.11.2020):

Московский музей современного искусства, здание на Гоголевском бульваре, дом 10-1.

Ближайшая станция метро «Кропоткинская».

Часы работы: вторник – воскресенье с 12:00 до 21:00, выходной день — понедельник.

Стоимость билетов: взрослые – 350 рублей, льготные билеты – 150 рублей.

Посещение всех зданий музея по одному билету в день приобретения: взрослые – 500 рублей, льготные категории – 200 рублей.

Свободный вход в третье воскресенье каждого месяца.

 

Смотреть еще

Выставка Ростислав Лебедев Жесткие склейки Московский музей современного искусства ММОМА

Ростислав Лебедев. Жесткие склейки.

С 09.11.2023 до 28.01.2024 в Московском музее современного искусства, здание на Петровке, дом 25.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *