Вторник , Ноябрь 24 2020

Ольга Божко. Каждая кухарка.

С 07.09 до 06.11.2020 в Galerie Iragui.

Galerie Iragui представляет персональную выставку художницы Ольги Божко «Каждая кухарка».

Ольга Божко:

«В своём проекте «Каждая кухарка» я соединяю традиции домашнего рукоделия с символами политической составляющей современного общества. Вдохновляясь предметами советского агитационного декоративно-прикладного искусства, я встраиваю эти образы моего детства в актуальную реальность. Это мир, где в каждом уютном и невинном предмете скрывается политический подтекст».

************

«Лет десять назад казалось, что национальная идентичность вышла в тираж. Сказать «я француз» или «я русский» было крайне неприлично. Пафос, связанный с былой славой того или иного народа, улетучился, когда выяснилось, что в новом мире, где люди в течение жизни постоянно трансформируются, все это наследие ровным счетом ничего не стоит.

Однако к концу 2010-х мир захлестнула новая волна национального яканья. Совсем без иронии и критической дистанции. Начавшийся подъем ранее угнетаемых народов довольно быстро разбудил тех, кого совсем не ждали на этом празднике национального возрождения – державы-гиганты, от которых содрогнулся мир. Зазвучало «я китаец» и «я американец». Теперь уже стало неприлично – да и невозможно – никак себя не обозначать в таблице этносов, культур и государственных образований.

Но ведь, серьезно, мы же не вернулись в XIX век. Тогда зачем все эти национальные кривляния? Неужели это такой глобальный косплей? Может, все-таки есть в нынешнем, втором пробуждении наций какая-то историческая целесообразность, утилитарный смысл или, на худой конец, употребление в народном хозяйстве? Спорят ученые, ругаются журналисты, бушуют соцсети. Не находят однозначного ответа.

И тут на помощь приходит прихватка. Предмет обычный, но предельно символичный. Защищает от ожога руки, занятые древним искусством приготовления пищи. Ровно за это, как считается, и должно быть ответственно идеальное национальное государство – взять на себя функцию защиты, пока граждане мирно делают свои дела. Тишь да гладь да божья благодать.

 

Выставка Ольга Божко Каждая кухарка Galerie Iragui Галерея Ираги
Предоставлено Gallerie Iragui.

 

Украшенная цветами национального флага, как сделано в проекте Ольги Божко, прихватка позволяет не просто обозначить свою идентичность, но и получить от нее вполне определенные плюшки здесь и сейчас – и так каждый день. Даже с футбольными розами, созданными для четкого различения не менее воображаемых идентичностей, так не выходит – они, конечно, шарфы, но их изредка используют, чтобы согреваться.

А вот прихватка у Божко демонстрирует прочный и гармоничный союз символического и утилитарного. Ее даже можно взять с собой на манифестацию. Давайте помечтаем: сотни, тысячи марширующих и улыбающихся людей, машущих прихватками с флагом КНДР, к примеру. Похоже на действительность. А теперь представьте то же самое с флагами чешскими, датскими, марокканскими… Неожиданно, но вполне реалистично.

Может, раз уж национальный вопрос, судя по последним событиям, задержался с нами надолго, стоит его сконцентрировать в подобных сферах? Хоть пользу принесет. В кулинарии, несмотря ни на какую глобализацию, силен этнический след. Мы хорошо понимаем, когда говорят о кухне итальянской, индийской, японской.

Так пусть будет само пространство кухни национальным заповедником! Заходишь к друзьям, а у них рядом с плитой висит прихватка с грузинским флагом – и сразу понимаешь: в этих четырех стенах расположилось кулинарное консульство хинкали, пхали и хачапури. Вот и хорошо. На входе можно штамп в паспорт получить. А у соседей на кухне – прихватка-немка и очередь за сосисками. И пива наливают – все четко. Нам же остается выбрать, в какой гастрономический тур отправиться.

Стереотипы при таком раскладе даже прелестными кажутся. А за границы кухни обремененный конфликтами и претензиями из прошлого национальный вопрос, оскорбление этнических чувств и, не к ночи помянут, великодержавный шовинизм да не выйдут!

Однако, если бы речь шла только о новом национализме – все гораздо серьезнее, показывает художница. В десятый раз реконструируются узнаваемые символы советского проекта. Народившиеся постсоветские ритуалы, от ставшей официозной георгиевской ленточки до протестной эмблематики, заполняют собой эфир.

Каждый день нам предлагают присоединиться к той или иной партии, что выражается, в частности, в принятии определенного набора символов. Фильтр-позиция для юзерпика, наклейка-мировоззрение на ноутбуке, футболка с лозунгом-обвинением, граффити-вызов по пути домой, – все это настолько повсеместно, что никаким флагам с этим океаном политического волеизъявления тягаться невозможно. Не спрятаться, не убежать.

Ключевой вопрос: как с этим жить? Что ж, как отвечал Рембо и как повторяет в своем проекте Ольга Божко: день за днем».

Сергей Гуськов

 

Выставка Ольга Божко Каждая кухарка Galerie Iragui Галерея Ираги
Предоставлено Gallerie Iragui.

 

Информация (на 20.10.2020):

Galerie Iragui

Адрес: улица Малая Полянка, дом 7 корпус 5.

Проезд до станции метро «Полянка»

Время работы: вторник – суббота с 14:00 до 19:00, в остальное время – по договоренности.

Посещение выставки – бесплатно.

 

Check Also

Наталья Зурабова. Красный жар.

Наталья Зурабова. Красный жар.

С 02.09 до 02.11.2019 в Galerie Iragui.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *