С 07.09 до 06.11.2020 в Galerie Iragui.
Galerie Iragui представляет персональную выставку художницы Ольги Божко «Каждая кухарка».
Ольга Божко:
«В своём проекте «Каждая кухарка» я соединяю традиции домашнего рукоделия с символами политической составляющей современного общества. Вдохновляясь предметами советского агитационного декоративно-прикладного искусства, я встраиваю эти образы моего детства в актуальную реальность. Это мир, где в каждом уютном и невинном предмете скрывается политический подтекст».
************
«Лет десять назад казалось, что национальная идентичность вышла в тираж. Сказать «я француз» или «я русский» было крайне неприлично. Пафос, связанный с былой славой того или иного народа, улетучился, когда выяснилось, что в новом мире, где люди в течение жизни постоянно трансформируются, все это наследие ровным счетом ничего не стоит.
Однако к концу 2010-х мир захлестнула новая волна национального яканья. Совсем без иронии и критической дистанции. Начавшийся подъем ранее угнетаемых народов довольно быстро разбудил тех, кого совсем не ждали на этом празднике национального возрождения – державы-гиганты, от которых содрогнулся мир. Зазвучало «я китаец» и «я американец». Теперь уже стало неприлично – да и невозможно – никак себя не обозначать в таблице этносов, культур и государственных образований.
Но ведь, серьезно, мы же не вернулись в XIX век. Тогда зачем все эти национальные кривляния? Неужели это такой глобальный косплей? Может, все-таки есть в нынешнем, втором пробуждении наций какая-то историческая целесообразность, утилитарный смысл или, на худой конец, употребление в народном хозяйстве? Спорят ученые, ругаются журналисты, бушуют соцсети. Не находят однозначного ответа.
И тут на помощь приходит прихватка. Предмет обычный, но предельно символичный. Защищает от ожога руки, занятые древним искусством приготовления пищи. Ровно за это, как считается, и должно быть ответственно идеальное национальное государство – взять на себя функцию защиты, пока граждане мирно делают свои дела. Тишь да гладь да божья благодать.
Украшенная цветами национального флага, как сделано в проекте Ольги Божко, прихватка позволяет не просто обозначить свою идентичность, но и получить от нее вполне определенные плюшки здесь и сейчас – и так каждый день. Даже с футбольными розами, созданными для четкого различения не менее воображаемых идентичностей, так не выходит – они, конечно, шарфы, но их изредка используют, чтобы согреваться.
А вот прихватка у Божко демонстрирует прочный и гармоничный союз символического и утилитарного. Ее даже можно взять с собой на манифестацию. Давайте помечтаем: сотни, тысячи марширующих и улыбающихся людей, машущих прихватками с флагом КНДР, к примеру. Похоже на действительность. А теперь представьте то же самое с флагами чешскими, датскими, марокканскими… Неожиданно, но вполне реалистично.
Может, раз уж национальный вопрос, судя по последним событиям, задержался с нами надолго, стоит его сконцентрировать в подобных сферах? Хоть пользу принесет. В кулинарии, несмотря ни на какую глобализацию, силен этнический след. Мы хорошо понимаем, когда говорят о кухне итальянской, индийской, японской.
Так пусть будет само пространство кухни национальным заповедником! Заходишь к друзьям, а у них рядом с плитой висит прихватка с грузинским флагом – и сразу понимаешь: в этих четырех стенах расположилось кулинарное консульство хинкали, пхали и хачапури. Вот и хорошо. На входе можно штамп в паспорт получить. А у соседей на кухне – прихватка-немка и очередь за сосисками. И пива наливают – все четко. Нам же остается выбрать, в какой гастрономический тур отправиться.
Стереотипы при таком раскладе даже прелестными кажутся. А за границы кухни обремененный конфликтами и претензиями из прошлого национальный вопрос, оскорбление этнических чувств и, не к ночи помянут, великодержавный шовинизм да не выйдут!
Однако, если бы речь шла только о новом национализме – все гораздо серьезнее, показывает художница. В десятый раз реконструируются узнаваемые символы советского проекта. Народившиеся постсоветские ритуалы, от ставшей официозной георгиевской ленточки до протестной эмблематики, заполняют собой эфир.
Каждый день нам предлагают присоединиться к той или иной партии, что выражается, в частности, в принятии определенного набора символов. Фильтр-позиция для юзерпика, наклейка-мировоззрение на ноутбуке, футболка с лозунгом-обвинением, граффити-вызов по пути домой, – все это настолько повсеместно, что никаким флагам с этим океаном политического волеизъявления тягаться невозможно. Не спрятаться, не убежать.
Ключевой вопрос: как с этим жить? Что ж, как отвечал Рембо и как повторяет в своем проекте Ольга Божко: день за днем».
Сергей Гуськов
Информация (на 20.10.2020):
Galerie Iragui
Адрес: улица Малая Полянка, дом 7 корпус 5.
Проезд до станции метро «Полянка»
Время работы: вторник – суббота с 14:00 до 19:00, в остальное время – по договоренности.
Посещение выставки – бесплатно.