Ильмира Болотян. Нематериальный труд.
С 07.09 до 13.10.2019 в Московском музее современного искусства, здание на Гоголевском бульваре, дом 10-1.
Подробнее о выставке – http://cultobzor.ru/2019/08/ilmira-bolotyan-nematerialnyj-trud/
Ильмира Болотян:
Выставка «Нематериальный труд» – продукт перформанса, которым я занималась в течение года, испытывая на себе различные способы приближения к телесному идеалу. В процессе я соприкоснулась с несколькими сообществами, чьим основным интересом является стремление к идеалу привлекательности (модели, «фитоняши», адепты пластической хирургии и косметологии, блогеры, инфлюэнсеры).
Каждым из этих сообществ «идеал» воспринимается по-своему (множественность «идеалов» создается искусственно для стимуляции потребления). Выставка покажет преломление этих «идеалов» через призму моего личного опыта (женщины 35+ с обычной внешностью) и разных художественных практик (т.е. каждому сообществу будет соответствовать свой художественный продукт).
«Нематериальный труд» женщины над собой (или над чужим телом в попытке приблизить его к образцу) сродни труду художника, который находится в постоянном поиске «идеального» материального воплощения своего творческого замысла и оказывается фрустрирован разнообразием актуальных художественных практик и подходов.
Отталкиваясь от знаменитой фразы Йозефа Бойса «каждый человек – художник», сегодня можно констатировать, что каждый человек не только художник, но и модель. А, вообще, и художник, и модель одновременно. Соцсети – самый яркий пример совмещения этих ролей.
Выставкой «Нематериальный труд» я продолжаю линию, начатую проектом «Свидание в Музее», 2016-2017, где я обольщала пользователей сайтов и приложений знакомств современным искусством. Теперь я заимствую у зрителя способы достижения «идеальной» формы и включаю эти способы в тело своего перформанса, и одновременно – в пространство искусства.
Концепция нематериального труда, результатом которого является информационный и культурный контент товара, была сформулирована Маурицио Лаззарато.
С одной стороны, такой тип работы предполагает навыки пользования Интернетом и особенно – социальными сетями, самопродвижением в них, с другой – он включает в себя самые разные процессы, которые не считаются «работой», а именно: создание культурных и художественных стандартов, моды, вкуса, норм потребления или шире – формирование общественного мнения и влияния на него.
Наш каждодневный уход за собой, выбор марок одежды, построение своего имиджа, перформативное поведение – все это нематериальный труд. Модели, ведущие, активисты, музыканты, перформеры, лекторы, коучи и многие другие работают над тем, чтобы их образ жизни, их имидж и их «товар» (лекция, внешность, акция, музыка, консультация и т.д.) стали желанными для потенциального покупателя.
Здесь выражение «товар лицом» имеет прямое значение.
В проекте я рассматриваю тему разнообразия идентичностей, профессий и различные «моды», обязывающие людей соответствовать тем или иным образцам и условиям. Оптика проекта обусловлена моей принадлежностью к «невидимой» группе потребителей – обычных женщин 35+, которые не представлены ни на страницах глянца, ни в рекламных компаниях товаров, чьей целевой аудиторией они являются.
«Обычность» в культуре все еще является синонимом «обыкновенного» в его негативной коннотации – «средний, простой, избитый, распространенный, повседневный, обыденный».
Я выбрала в качестве альтер-эго не супергероиню, а обычную женщину, сознательно подводя под удар фигуру Художника с большой буквы и, одновременно – себя как художницу, которая обязана не только вести привычный для разных сообществ образ жизни, но и изобретать для каждого из них художественные образы.
Каждый из нас обладает своим – обыденным – телом. Образцы тел идеальных постоянно меняются, неизменной остается только их эротизация или сексуализация. Когда тело современного человека вытесняется из поля желания в силу его возрастных или физических особенностей, оно испытывает муки отвержения.
Попытки остановить старость, сломать стереотипы, оставаться вечно молодым и здоровым часто превращается в судорожные «поиски себя», а иногда – в истерику перед неизбежным.
В проект вовлечены специалисты, участвующие в работе по созданию моего имиджа: визажисты, массажисты, косметологи, которые используют мои фотографии в рекламных целях в инстаграме, фотографы, преподавательницы модельных школ и модели, рекрутеры модельных агентств; участницы тематических форумов.
Оксана Полякова:
Проект Ильмиры Болотян «Нематериальный труд» — это партиципаторный перформанс длиною в два года. Художница, как «обычная женщина» немодельных параметров, испробовала различные способы совершенствования своего «обыденного тела» и прошла через несколько крупных женских сообществ, организованных вокруг стремления к «идеалу» внешней привлекательности.
Работая над своей внешностью с помощью макияжа, прически, одежды, аксессуаров, процедур и диет мы (чаще всего – женщины) выполняем много невидимой, нематериальной работы. Женщины учат этому других женщин, создавая курсы правильного питания, построения имиджа, этикета и т.д.
Аналогично устроены отношения внутри художественной системы, где основная работа художника, по сути, нематериальна и заключается в общении с нужными людьми в нужных местах, координации процессов, сотрудничестве с институциями и построении убедительного имиджа.
В проекте «Нематериальный труд» художница через свой личный опыт и опыт других женщин показывает, как существует это поле нематериального труда и как в нем существовать. Так нематериальный труд становится предметом особого внимания, взаимодействия и вовлекает в поле актуального искусства аудиторию, которая этого не планировала.
«Продукты» нематериального труда художницы – фильм, серии графики и объектов, скульптуры, фотоколлажи, видео перформансов, документальная аудиопьеса и зин показаны на выставке.
Информация (на 11.09.2019):
Московский музей современного искусства, здание на Гоголевском бульваре, дом 10-1.
Ближайшая станция метро «Кропоткинская».
Часы работы: вторник – воскресенье с 12:00 до 21:00, выходной день — понедельник.
Стоимость билетов: взрослые – 350 рублей, льготные билеты – 150 рублей.
Посещение всех зданий музея по одному билету в день приобретения: взрослые – 500 рублей, льготные категории – 200 рублей.
Свободный вход в третье воскресенье каждого месяца.