Пятница , 29 марта 2024

Пушкиноты млеющего полдня. А. С. Пушкин и русский литературный авангард ХХ века.

С 06.06 до 06.10.2019 в Государственном музее А.С. Пушкина.

Литературная война для авангардного искусства – норма жизни. Поэтические манифесты объявляют ее и публике, и литераторам уже своими названиями: «Пощечина общественному вкусу», «Идите к черту!», «Труба марсиан». Футуристы стоят «на глыбе слова “мы” среди моря свиста и негодования»: выступление, после которого аудитория собирается бить поборников нового направления, а те гордо пробиваются сквозь толпу, – выступление скандальное и… правильное.

Группы возникали и распадались, но состояние войны не прекращалось. Воевали все против всех. «Появление Новых поэзий подействовало на еще ползающих старичков русской литературочки, как беломраморный Пушкин, танцующий танго», – гордо заявляли футуристы. После революции 1917 года появился «Левый фронт искусств» (ЛЕФ) во главе с Владимиром Маяковским и Осипом Бриком. Для них стало необычайно важно, кто в литературе будет главным.

Неожиданно оказалось, что у футуристов с Пушкиным много общего. Он так же с молодых лет участвовал в самой задиристой литературной группе «Арзамас». Так же выслушивал пристрастные ругательные мнения о себе. Создал журнал, стараясь воплотить собственные, на тот момент смелые, прогрессивные, новаторские идеи. Так же, против воли, оказался втянут в литературный и нелитературный быт.

«Бойтесь пушкинистов!» – заклинал его Маяковский, записывая в соредакторы журнала «ЛЕФ». Война с Пушкиным превратилась в войну за Пушкина. Появились новые пушкинисты – члены общества ОПОЯЗ, соратники футуристов. И Пушкин… перестал быть беломраморным.

Долгое время никто не сомневался в истине, провозглашенной Тургеневым на открытии памятника Пушкину: «Пушкин создал наш поэтический, наш литературный язык». Пока в опубликованном в сентябре 1913 года манифесте «Слово как таковое» Кручёных и Хлебников не заявили знаменитое: «Дыр, бул, щыл, убещур… скум вы со бу … р л эз».

Футуристы изобретали слова постоянно. Иногда они получались очень удачными, входили в язык: «летчик», «заумь». Чаще оставались экспериментом, провоцируя других поэтов на новое словотворчество. Пушкина ругали за «бурлацкие выражения». Футуристы разрушили любые стилистические ограничения в поэзии.

Пушкин размышлял: «Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало…». Футуристам удалось этого избежать, не только радикально увеличив ритмическое разнообразие, но и расширив возможности самой русской рифмы.

Так получали подтверждение слова И. С. Тургенева: «Нам и нашим потомкам остается только идти по пути, проложенному его [А. С. Пушкина] гением».

Партнёры и участники выставки: Государственный музей истории российской литературы имени В. И. Даля, Российский государственный архив литературы и искусства, Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Российская национальная библиотека

 

Выставка "Пушкиноты млеющего полдня. А. С. Пушкин и русский литературный авангард ХХ века". Государственный музей А.С. Пушкина.

 

Информация (на 01.06.2019):

Государственный музей А.С. Пушкина.

Адрес: улица Пречистенка, 12/2.

Ближайшая станция метро «Кропоткинская».

Время работы: ежедневно с 10:00 до 18:00, в четверг с 12:00 до 21:00, выходные дни: понедельник, последняя пятница месяца.

Стоимость билетов: взрослые – 250 рублей, льготные категории – 100 рублей.

Каждое третье воскресенье месяца музей работает бесплатно.

 

Смотреть еще

Музей Пушкина Выставка Брат милый, отроком расстался ты со мной К 200-летию написания стихотворения

Брат милый, отроком расстался ты со мной… К 200-летию написания стихотворения.

С 17.10.2023 до 21.01.2024 в Государственном музее А.С. Пушкина.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *