Обращение к представителям московской прессы и общественности.
Во времена оны Московский союз художников распределял между своими членами находившиеся в его ведении нежилые помещения, которые становились мастерскими.
Мастерская художнику нужна для работы и хранения готовых произведений. Художник или работает на заказ, и тогда его творчество востребуется определённой аудиторией, или пишет картины по велению души, и тогда они радуют посетителей выставок, а потом украшают жилища тех, кто их приобретает.
Мастерская художнику нужна так же, как токарю станок, а менеджеру — стол и компьютер. Поскольку доходы художника нестабильны, то, как правило, нежилое помещение он занимает без арендной платы и обязан покрывать коммунальные расходы.
Помещения мастерских — это собственность города, они находятся в ведении Департамента городского имущества и переданы МСХ по праву безвозмездного пользования.
Каждый художник имеет на руках юридический документ — договор, в котором написано, на каких условиях и на какой срок он занимает данное помещение. Юридически нежилое помещение сегодня может являться мастерской, если на момент начала приватизации в России использовалось как мастерская.
Сегодня сложилась ситуация, при которой мастерские у художников отнимают.
Кто? В каждом случае по-разному. Так, согласно программе реновации около пятисот московских художников останутся без мастерских. Насколько известно, никто не собирается предоставлять им новые помещения. Более того, московское правительство стремится сделать нежилые помещения (т.е. подвалы и чердаки, в которых чаще всего располагаются художественные мастерские) общей долевой собственностью хозяев квартир, что делает положение художников ещё более шатким.
Дом № 3 по Среднему Тишинскому переулку не попадает под программу реновации.
В нём располагаются мастерские Елены Гориной (с 1970 г.) и Ирины Апенянской (с 1980 г.). Но несколько соседей по дому, предводительствуемые Н. В. Стефановской, считают, что оба помещения должны быть отобраны у художников и стать общей долевой собственностью жильцов. В связи с этим они начали судебный процесс против Департамента городского имущества. В судебном процессе третьим лицом стали МСХ, а также Горина и Апенянская.
По этому поводу 26.02.2018 и 13.06.2018 состоялись два заседания арбитражного суда, удовлетворившие просьбу истцов.
Горина и Апенянская подали кассационную жалобу. Суд кассационной инстанции 16.10.2018 на основании того, что на момент приватизации оба помещения использовались как мастерские, отменил предыдущие судебные решения.
Дело было отправлено на новое рассмотрение. 10.03.2019 состоялось очередное заседание. Следующее назначено на 22.04.2019.
Однако выяснилось, что Н. В. Стефановская, не дожидаясь решения кассационного суда, еще летом 2018 г., т.е. в ходе судебного процесса, зарегистрировала в Едином государственном реестре недвижимости право собственности на эти помещения.
Ситуация, сложившаяся вокруг двух художественных мастерских в доме № 3 по Среднему Тишинскому переулку, представляется не вполне законной: в ходе судебного процесса нельзя совершать действия с собственностью. Почему это произошло – это не наше дело, это дело журналистов и суда.
Но мы имеем право обратить внимание сограждан на положение художников в современной России и на ситуацию с художественными мастерскими. То, что сейчас происходит с Гориной и Апенянской, может коснуться каждого. Причём со временем не только художников.
Мы можем понять Московское правительство, которое хочет переложить ответственность за нежилые помещения на тех, кто готов эту ответственность взять на себя, и получать налоговые выплаты от новых собственников. Мы с некоторым усилием, но понимаем алчность хозяев квартир, которые надеются сдать в аренду обихоженные не ими, поддерживаемые в хорошем состоянии нежилые помещения и получать прибыль.
Но вот чего мы понять не в состоянии: могут ли в гражданском обществе, построенном по принципам законности, не соблюдаться составленные по закону договорённости, а спорная собственность обретать новых хозяев до решения суда?
И, наконец, почему ущемляются права художников, год за годом честно выполнявших условия, на которых занимают мастерские, причем день за днём, год за годом использующих их как рабочее место?
Кто защитит художников?
Вера Калмыкова, искусствовед
Нина Кибрик, художник, член МСХ, искусствовед, директор Культурного центра «Клуб АРТ’ЭРИА»
Кирилл Зимогорский¸ портал www.cultobzor.ru