Вторник , Ноябрь 13 2018

Время берёз.

С 05.09 до 25.11.2018 в Государственном музее А.С. Пушкина.

Лейтмотивом нынешнего совместного исследования Государственного музея А. С. Пушкина и галереи «Ковчег» стали… березы.

«Кожей России» назвал березовую кору художник Леонид Соков. Содержащийся в коре белый органический пигмент сделал это дерево – имеющее, кстати, около сотни видов, от берёзы пушистой (Betula pubescens) до берёзы манчжурской (Betula mandshurica) – чрезвычайно узнаваемым.

Сохранившиеся до наших дней берестяные грамоты XI – XV веков, еще до повсеместного распространения бумаги, являются древнейшими памятниками славянской культуры – что, кстати, также свидетельствует о чрезвычайной прочности и долговечности этого материала.

Возможно, тогда-то и начался «отсчет дней» березы как национального символа… Плетение из бересты прежде было распространено в Вологодской, Новгородской и Архангельской областях. Из нее делали корзины, короба и солоницы для круп и муки, плели лапти. В березовых туесах сберегали ягоду и мед.

Бывало, берестяные изделия украшали тиснением, росписью и резьбой – но далеко не всегда: народные умельцы стремились продемонстрировать самодостаточные качества материала.

Помимо узнаваемого березового узора, весенняя береста имеет желтоватый оттенок, осенняя – более темный, коричневатый. К слову, золотой медалью в 1882-м на Всероссийской выставке в Москве и дипломом в 1900-м на Всемирной выставке в Париже были отмечены березовые шкатулки и табакерки работы российского мастера Ивана Вепрева…

Широкое распространение березы на территории нашей страны привело к ее повсеместному утилитарному использованию. Берёза дает лучшие дрова, березовая лучина применялась в старину для освещения крестьянских изб, поскольку сгорает почти без копоти.

Березовые веники и сегодня заготавливают не только для русской бани, но и как зимний корм для домашнего скота. Настои из почек и листьев березы по-прежнему применяют в медицине как бактерицидное и жаропонижающее средство, а масляную вытяжку из берёзовых почек в дерматологии. Листья дерева дают эфирное масло и необходимые составляющие при покраске шерсти…

Береза – вечная составляющая российского фольклора, сказок и народных примет. На праздник Троицы молодыми березовыми ветками украшались крестьянские избы. Цыгане оборачивали нательную рубашку вокруг берёзы и предсказывали будущее по первому звуку, услышанному после этого.

В изданной в России в 1905 году книге «Народная сельскохозяйственная мудрость в пословицах, поговорках и приметах» приведено киргизское поверье: «Где меж елей вырастет берёза, туда непременно придут русские».

Некогда с берёзы начался Невский проспект в Петербурге: на месте Адмиралтейского сада было посажено четыре ряда берёз, и это положило начало городской магистрали.

Разумеется, не сугубая утилитарность и прочность сделали березу предметом творческого осмысления, персонажем многочисленных песен, стихов и литературных произведений в прозе, а также станкового и прикладного искусства.

«Мебель карельской березы» — словосочетание, широко известное за пределами России. Из этого материала в 1917-м было изготовлено одно из пасхальных яиц Фаберже, оно так и называется: «Березовое».

Довольно давно береза «как понятие» попала в число символов нашей страны – притом, что, вообще-то, дерево это распространено и в некоторых других странах северного полушария планеты. «Над Канадой небо синее, /Меж берёз дожди косые… /Хоть похоже на Россию, /Только всё же не Россия», — спел в 1963-м бард Александр Городницкий.

Но это редкий пример, когда автор публично исполняемого произведения усомнился в «монополии» нашего отечества на узнаваемый образ дерева со светлым стволом и шелестящею листвою, которая «без слов, без музыки поет». Береза присутствует во многих российских фамилиях и географических названиях – достаточно хотя бы вспомнить о месте ссылки Александра Меншикова, куда тот был отправлен Петром I за злоупотребления и государственные интриги.

Многие годы образ березы непререкаемо монополизировался как сугубо российский, а продолжительное время – и как советский. Отсюда некоторая комичность «березовых» сюжетов в изобразительном искусстве поздне-советского времени: кто только не «позировал» официозным художникам на фоне березовой рощи, от Сергея Есенина и Юрия Гагарина до Фиделя Кастро и других гостей из «стран народной демократии».

Новый разбег березовая тема получила в постсоветском искусстве. Постепенно оказавшись безоговорочным символом России и СССР, слово «березка» зажило самостоятельной жизнью.

В спортивном комплексе «ГТО» появились физкультурное упражнение «березка». Под тем же названием был создан академический танцевальный ансамбль (1948), по всей стране открывались многочисленные одноименные кафе и кинотеатры. Повсеместно распространились настенные крепления для цветочных горшков в эстетике «оттепели», чуть помазанные черной краской по белой эмали сварного корпуса.

Разумеется, нельзя не вспомнить и созданную в 1964-м и просуществовавшую вплоть до перестроечного 1988-го сеть магазинов «Березка». Они торговали продуктами и потребительскими товарами: для иностранцев – за валюту, для соотечественников – за чеки Внешторгбанка и Внешпосылторга.

В том же 1964-м на телеэкраны вышел фильм «Я – «Берeза», с позывными советской разведчицы в названии. В Харькове с 1976 года выпускался черно-белый телевизор «Березка-215»…

Разумеется, устроители нынешней выставки не смогут исчерпать всех аспектов заявленной темы – однако же, рассматривают свой проект как одну из первых попыток приближения к пониманию «березового феномена».

Живопись, графика прикладное искусство, документы и архивные материалы составили экспозицию, раскрывающую эволюцию темы на протяжении двух столетий. Как писал о березах Афанасий Фет, «Их каждый лист блестит червонцем / Над серебристою корой».

Сергей Сафонов, Игорь Чувилин.

 

 

Информация (на 17.08.2018):

Государственный музей А. С. Пушкина.

Адрес: улица Пречистенка, дом 12/2.

Ближайшая станция метро «Кропоткинская».

Время работы: ежедневно с 10:00 до 18:00, в четверг с 12:00 до 21:00, выходные дни: понедельник, последняя пятница месяца.

Стоимость билетов: взрослые – 200 рублей, льготные категории – 100 рублей.

Каждое третье воскресенье месяца музей работает бесплатно.

 

Check Also

Праздников блестящие тревоги. Праздничная культура России XIX века.

Праздников блестящие тревоги. Праздничная культура России XIX века.

С 05.09 до 10.02.2019 в Государственном музее А.С. Пушкина.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *