Среда , 9 октября 2024

Футбол и не только.

С 09.05 до 09.09.2018 в Государственной Третьяковской галерее на Крымском валу.

Выставка скульптурных и живописных работ 1920-х – 1990-х годов из собрания Третьяковской галереи приурочена к главному спортивному событию лета – Чемпионату мира по футболу – 2018.

Еще в конце XIX – начале ХХ столетия спорт был занятием исключительно аристократов и состоятельных людей. В ХХ веке ситуация изменилась — в советской России первых послереволюционных десятилетий развивался спорт высоких достижений, а физкультура стала популярной и массовой формой досуга. Тема спорта становится одной из главных и в изобразительном искусстве.

Произведения, включенные в состав выставки, располагаются в залах постоянной экспозиции, часть работ также представлена в холлах музея. Проект опирается на обширную коллекцию произведений на спортивную тематику и знакомит посетителей с уникальными, редко экспонирующимися скульптурами, отличающимися необычными пластическими решениями, такими как «Прыжок с шестом» (1952) И.М. Чайкова, «Пловчиха» (1973) А.Г. Пологовой, «Гонка по песчаной дорожке» (1983) Я. Соанса, «Футбол» (1983) О.Б. Косткевича.

В экспозицию также включены произведения, которые давно считаются скульптурной и живописной классикой: «Девушка с веслом» (1934–1935) И.Д. Шадра, «Физкультурница» (1947) М.Г. Манизера, «Хоккеисты» (1971) И.М. Чайкова, «Вратарь» (1934) А.А. Дейнеки, «Пушбол» (1931) П.В. Кузнецова, «Девушка с ядром» (1933) А.Н. Самохвалова.

Выставка позволяет оценить значимость темы спорта в общей картине художественной жизни.

В 1920–1930-е годы многие художники были увлечены идеей как можно ярче выразить в искусстве дух современности. Именно занятия физкультурой и спортом, которые приобрели в это время массовый характер, стали одной из знаковых черт эпохи. В эти годы проводились торжественные физкультурные праздники, парады, соревнования. И едва ли не главным их участником стала женщина, представительница нового общества.

В изобразительном искусстве появился новый типаж – молодая женщина, работница и спортсменка. Эта тема привлекала художников своей новизной и открывающимися пластическими возможностями. Такие произведения, как «Девушка с веслом» И.Д. Шадра, «Физкультурница» М.Г. Манизера, «Девушка с ядром» А.Н. Самохвалова, статуэтки Е.А. Янсон-Манизер, утверждали новый образ женщины, отражали новый стиль жизни и воплощали идеал красоты, включавший в себя хорошо тренированное тело.

В искусстве ХХ века выделяется рад художников, в чьем творчестве тема спорта – одна из важнейших, в которой они проявили себя наиболее ярко.

Александр Дейнека (1899–1969), сам спортсмен, много игравший в футбол, занимавшийся плаванием и боксом. Как и многие ОСТовцы (художественное объединение «Общество художников-станковистов»), художник стремился передать динамику «века скоростей», но изображая не только машины, поезда и самолеты.

Главную роль он отводил человеку, а одним из важных аспектов современной жизни считал спорт. В картинах на тему спорта Дейнека создал особый жанр: в них нет ни сюжета, ни характеров в традиционном смысле слова. Фигуры спортсменов не просто пребывают в движении – они стремятся вперед и отрываются от земли, преодолевая силу тяготения.

Дейнека, прекрасный график и живописец, пробовал себя и в пластике. Некоторые мотивы его скульптур – общие с его же рисунками и картинами. Так, на выставке тема футбола представлена сразу тремя произведениями А.А. Дейнеки, выполненными в разных техниках: многофигурная композиция из дерева «Футболисты» (1950), рельеф из меди «Футболисты» (1948–1955), а также живописная работа «Вратарь» (1934), один из шедевров в истории отечественного искусства. Особое композиционное решение этого произведения выразительно подчеркивает динамику и экспрессию спортсмена.

Наряду с произведениями А.А. Дейнеки важнейшими в скульптуре о спорте стали работы И.М. Чайкова (1888–1979), который был настоящим фанатом спортивной темы. Он находил редкие выразительные приемы, чтобы показать азарт соперничества и командный дух в играх, будь то волейбол, хоккей или футбол.

Скульптор брался за особенно трудные пластические задачи и изображал ситуации и моменты, которые передать в скульптуре до него никто не осмеливался как, например, в композициях «Прыжок с шестом» (1952) и «Пловчиха» (1959).

В середине ХХ века появился новый тип произведений на спортивную тему – портреты чемпионов. Неизменным образцом для мастеров ХХ века оставалась древнегреческая пластика – статуи атлетов, портреты победителей общегреческих Олимпийских игр.

Возрождение олимпийского движения на рубеже XIX–XX веков с новой силой оживило классические античные идеалы. Воспоминанием об этой эпохе навеяны работы М.В. Переяславца (род. 1949) – «Марафон» (1980) и «Толкатель ядра» (1981), создававшиеся к Олимпийским играм 1980 года в Москве. Московская Олимпиада в целом оказала значительное влияние на советскую культуру того времени.

Выставка позволяет проследить, как менялись тенденции в советском и российском спорте и какой вид физической активности был популярен в то или иное десятилетие. Тема спорта продолжается на выставке «Искусство 2000-х». В работах «Теннисистка. Из проекта «Музей природы»» Олега Кулика и «Urangst» Ирины Кориной можно увидеть, ставшие популярными в этот период, сноуборд и теннис.

 

 

Информация (на 09.05.2018):

Государственная Третьяковская Галерея, здание на Крымском Валу – Новая Третьяковка, Залы 16, 24, залы постоянной экспозиции, холлы 3-го и 4-го этажей.

Адрес: улица Крымский Вал, дом 10.

Ближайшие станции метро «Октябрьская» и «Парк Культуры»

Режим работы: вторник, среда – с 10:00 до 18:00, в четверг, пятницу, субботу и воскресенье – с 10:00 до 21:00, выходной день – понедельник.

Стоимость билетов

Экспозиция «Искусство ХХ века» и временные выставки (кроме выставки «Василий Верещагин»): взрослые – 500 рублей, льготные категории – 250 рублей. Дети до 18 лет – бесплатно.

Выставка «Василий Верещагин»: взрослые – 500 рублей, льготные категории – 250 рублей. Дети до 18 лет – бесплатно.

Специально для гостей Чемпионата мира по футболу – 2018 Третьяковская галерея подготовила подарок. В период проведения соревнований (14 июня – 15 июля) вход на выставку по Паспорту болельщика будет бесплатным.

 

Смотреть еще

Природа предмета. Современный дизайн и традиции. Государственная Третьяковская Галерея, здание на Крымском Валу – Новая Третьяковка — Западное крыло.

Природа предмета. Современный дизайн и традиции.

С 02.07 до 30.09.2024 в Государственной Третьяковской галерее на Крымском валу – Новая Третьяковка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *