С 09.02 до 01.05.2018 в Мультимедиа Арт Музее.
В рамках XII Международного месяца фотографии в Москве «Фотобиеннале 2018»
Ретроспектива Всеволода Тарасевича представляет творчество классика российской фотографии, которого смело можно поставить в один ряд с великими основоположниками гуманистической фотографии: Анри Картье-Брессоном, Робером Дуано, Марком Рибу.
Это событие, к которому МАММ шел 18 лет.
Фонд Тарасевича, поступивший в музей в 2000 году, насчитывает более 18 тысяч негативов и авторских отпечатков. На протяжении почти 20 лет научные сотрудники музея описывали и атрибутировали этот фонд.
В 2013 году музей показал выставку Всеволода Тарасевича «Формула времени», в 2014 — «Всеволод Тарасевич. Эпизод II. Ленинград», в 2015 — «Норильск».
Ретроспектива этого выдающегося фотографа дает возможность оценить разносторонность его таланта и демонстрирует эволюцию стиля Тарасевича на протяжении сорока с лишним лет — от первых военных снимков 1940-х годов до предперестроечных репортажей середины 1980-х. Из более 300 фотографий, представленных на выставке, около половины экспонируются впервые.
Всеволод Тарасевич (1919 — 1998) начал фотографировать во время войны — с 1941 по 1945 год он был военным фотокорреспондентом. Из съемок тех лет в негативах сохранилось немногое.
Самые известные снимки Тарасевича военных лет были сделаны в блокадном Ленинграде и на полях сражений вблизи города.
«Во время войны многое показывать было нельзя… Но я снимал. И по обязанности, и по долгу», — вспоминал фотограф. Военные кадры Тарасевича стали одним из самых пронзительных свидетельств главной трагедии ХХ века. Именно в военные годы закладываются основы того стиля и гуманистического мировоззрения, которые позже сделают Тарасевича главным выразителем «оттепели» 1960-х.
После войны Тарасевич работал в крупнейшем советском информационном агентстве — агентстве печати «Новости» (АПН), печатался в журналах «Советский союз», «Огонек», «Работница» и «Soviet Life».
В 1950-е годы он отдает дань постановочной фотографии и одним из первых осваивает цветную съемку. Это соответствует духу времени. В 1950-е постановка доминирует в ведущих иллюстрированных советских изданиях. Жизнерадостные колхозники, смеющиеся пионеры, парторг, сосредоточенно беседующий с покорителями целины, — все эти персонажи фотографий Тарасевича узнаваемы и в обилии присутствуют на страницах «Огонька» тех лет.
В это же время Тарасевич ищет свой путь. По фотографиям, сделанным в Свердловске в 1958 году, видно, как он оттачивает мастерство композиции, геометрическую выстроенность кадра, перерабатывая наследие конструктивизма.
Еще одна важная черта его съемок 1950-х — умение поймать в объектив непосредственную человеческую эмоцию. В 1957 году на выставке научных и технических достижений в Харькове толпа на фотографиях Тарасевича рассматривает модель спутника и выставленную как экспонат стиральную машину с одинаковым неподдельным недоумением и восхищением.
Умение снимать событие в динамике, способность сопереживания героям и удивительный дар передавать атмосферу происходящего окажутся востребованными в эпоху «оттепели», времени искренности, раскрепощенности и нетерпимости к постановочной фальши.
Конец 1950-х — середина 1970-х — это эпоха «физиков и лириков», время, когда в СССР заново осмысляется значение образования и науки. За короткий период с 1958 по 1978 советские ученые четырежды становятся лауреатами Нобелевской премии.
Тарасевич снимает Московский университет, Новосибирский Академгородок, Институт физики высоких энергий в Протвино, Институт биологической физики РАН в Пущино, Научный центр РАН в Черноголовке… Студенты и ученые этих учебных и научных центров были героями своего времени, окрыленные романтической верой в безграничную мощь свободной человеческой мысли. А репортажи Тарасевича оказались лучшим визуальным выражением этой эпохи, атмосферу которой он сохранил в своем творчестве до конца жизни.
Начиная с конца 1950-х годов главным выразительным средством Тарасевича становится свет, который излучают как его дневные, так и ночные съемки. Свет становится самой тканью изображения и придает ему объем. Съемки ночного Ленинграда Тарасевича стали такой же визитной карточкой российской фотографии, как цикл «Ночной Париж» Брассая для французской.
В 1960-е — 1980-е годы Всеволод Тарасевич много ездил по СССР, снимал репортажи в Нарьян-Маре, Магнитогорске, Самотлоре, Тольятти, побывав буквально во всех самых отдаленных уголках огромной страны.
Один из его лучших репортажей посвящен Норильску, куда в 1960-х — 1970-х Тарасевич возвращался неоднократно. Вплоть до 1953 года этот город имел статус «спецпоселения»: Норильский комбинат строился заключенными Норильлага и был одним из крупнейших проектов сталинской индустриализации.
Норильск Тарасевича — это эпоха после ХХ съезда КПСС (1956 г.), съезда десталинизации. Суровейший климат, шквальные ветры и метели — постоянный фон для жителей Норильска — попадают, конечно, и в объектив фотографа, также как и будни рабочих металлургического комбината или досуг норильчан.
Норильские снимки Тарасевича дышат свободой: танцы в кафе, выражения лиц, стиль одежды, поведение — точно такие, как на фотографиях, сделанных в 1960-е в Ленинграде. Каждая из этих работ — гимн гуманистической фотографии, в эти годы захватившей не только СССР, но и Европу, и весь мир.
Работы Тарасевича созвучны эстетике кино 1960-х годов. Внутренняя динамика, присущая каждому кадру, непроизвольно разворачивается в восприятии зрителя как киноистория. Поэтому невозможно смотреть на фотографии автора бегло и мельком. Они гипнотизируют.
Встреча с работами Тарасевича — это возможность не просто узнать факты нашей истории, но и ощутить счастье живого переживания времени.
Кураторы: Анна Зайцева, Ольга Свиблова
При поддержке стратегических партнеров музея:
ТЕLE2
MasterCard
Генерального партнера музея:
ПАО НОВАТЕК
Информация (на 08.02.2018):
Мультимедиа Арт Музей
Адрес: улица Остоженка дом 16.
Ближайшие станции метро «Кропоткинская» или «Парк Культуры.
Часы работы: с 12:00 до 21:00 каждый день, кроме понедельника.
Стоимость билетов: взрослые – 500 рублей (на все выставки в музее), для студентов – 250 рублей, для детей и пенсионеров – 50 рублей.