Начинаем творческую дискуссию. Конструктивистская фотография РОПФа и «Октября».

С 25.04 до 20.07.2025 в Центре «Зотов».

Центр «Зотов» представляет выставку «Начинаем творческую дискуссию. Конструктивистская фотография РОПФа и «Октября», фотообъединений существовавших до 1932 года. В обе группы входили яркие представители конструктивистской фотографии.

На выставке будут представлены работы Александра Родченко, Бориса Игнатовича, Аркадия Шайхета, Якова Халипа и других фотографов из коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина, Музея кино, Музея Москвы, Мультимедиа Арт Музея, Москва, архива А. Родченко и В. Степановой, Галереи Люмьер и МИРА коллекции. Важное место в экспозиции займет художественная критика 1920–1930-х, показывающая, что искусство — это всегда дискуссия.

Вместе со становлением молодого советского государства в начале XX века художники начали вырабатывать новые подходы к созданию социалистического искусства. Язык фотографии также стремительно развивался, формировались базовые принципы репортажного фото, которое играло важную агитационную и пропагандистскую роль.

Главным экспериментатором в этой области была фотографическая группа «Октябрь», обособившаяся от одноименного объединения художников-авангардистов. Фотографы «Октября» — Александр Родченко, Елеазар Лангман, Борис Кудояров, Борис Игнатович и другие — искали новые приемы и точки зрения: использовали необычные ракурсы, динамичную композицию, пытались увидеть целое через его части.

Идеологическим оппонентом «Октября» стало Российское объединение пролетарских фоторепортеров (РОПФ). РОПФовцы видели главную задачу развития советской фотографии в популяризации репортажа. На первый план выходило не художественное решение, а актуальность запечатленного на пленку события для партии. Но их работы также не были лишены выразительных средств и новаторских приемов. В группу входили Макс Альперт, Аркадий Шайхет, Семен Фридлянд, Яков Халип и другие.

В 1931 году главный журнал о фотографии «Советское фото» был переименован в «Пролетарское фото», что сразу определило его дальнейшую судьбу как рупора большевистской перестройки фотоискусства. С первого же номера между объединениями РОПФ и «Октябрь» началась «творческая дискуссия».

Эта выставка — попытка рассказать о последнем взлете конструктивисткой фотографии перед утверждением в советском искусстве метода социалистического реализма, завершившим все авангардные эксперименты. Фотографии двух групп, собранные в разделы «РОПФ» и «Октябрь», дадут представление о новом языке фотографии в 1920–1930-е и тех, кто его создавал несмотря на идейные и эстетические разногласия. Завершает экспозицию раздел «Финал», в котором будут представлены цитаты из критики каждой из групп, а посетители смогут решить, на чьей они стороне в этой «творческой дискуссии».

Посетитель сам решает, начать просмотр с творчества «Октября» или с РОПФа. При кажущейся возможности свободно выбирать свой путь, маршрут посетителя заранее предопределен — всех ждет встреча в зале с открытым финалом. Пространственное решение экспозиции подчинено кураторскому размышлению о путях развития изобразительного языка двух фотографических группировок и ключевому вопросу — существовало ли на самом деле между ними непримиримое противоречие.

У залов, рассказывающих про творческое наследие фотогрупп «Октябрь» и РОПФ, зеркальная структура — внутри них расположены пять блоков с информацией про средства художественной выразительности, которые использовали фотографы. Каждому средству соответствует свой цвет: «Ракурс» — красный, «Косина» — зеленый и т. д.

Такой ход позволяет сделать акцент на кураторской оптике, предлагающей взглянуть на полемику между «Октябрем» и РОПФом именно с точки зрения языка художественной и репортажной фотографии, оставив “за скобками” все словесные баталии.

Всего в экспозиции собрано более 110 экспонатов: от работ Родченко и Шайхета, ставших символами советской фотографии, до разворотов журналов с фото неизвестных широкой публике авторов, чьи снимки остались только на бумаге. Помимо фотографий будут представлены выпуски «Пролетарского» и «Советского фото», фотоальбомы, а также дореволюционная и советская фототехника.

В рамках параллельной программы к выставке пройдут тематические мероприятия: лекторий, фотопрогулки и портфолио-ревью с экспертами по фотографии — Игорем Самолетом, Гошей Бергалом, Дмитрием Лукьяновым, Еленой Каратун, Анастасией Цайдер, Николаем Дмитриевым и другими. Также продолжится совместная программа с солистами оркестра musicAeterna, которые представят специальный концерт к выставке.

К выставке Центр «Зотов» также запустит флешмоб «Ваш ход!», приглашающий всех любителей фотографии вдохновиться необычными ракурсами и приемами фотографов-конструктивистов и сделать оммаж любому представленному в экспозиции снимку.

Куратор выставки: Дмитрий Никишов.

Информация (на 16.04.2025):

Центр «Зотов».

Адрес: Ходынская улица, дом 2, строение 1.

Ближайшая станция метро «Улица 1905 года».

Время работы: вторник — воскресенье с 11:00 до 22:00, понедельник — выходной день.

Подробнее о порядке посещения и стоимости билетов:

Сайт – https://centrezotov.ru

Телефон: 8 (800) 350-86-20.

Смотреть еще

Фотовыставка Отбор Галерея Измайлово

Отбор.

С 30.04 до 25.05.2025 в Галерее «Измайлово».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *