До 31.08.2017 в Арт-кафе «Абажур».
В проекте «Архитектура: геометрия живого» Макс Ревинский сосредоточен на форме в архитектуре – на её фрагментах с очевидно биоморфными очертаниями.
В течение 10 лет, с 2007 по 2017 гг., объектами притяжения для автора по всей Европе становятся как фрагменты архитектуры в стиле «модерн», так и значительно более ранние постройки – высокая каталонская готика XIV в., романо-готическое зодчество XII-XIV вв., кирпичная готика балтийского побережья Германии XIII в. и другие.
Во всех фрагментах сводов, нефов, колонн и лестниц автор фиксирует морфологическое подобие живым организмам с их вогнутыми, выпуклыми, расширенными и зауженными формами. Такое выявление их рисунка очень напоминает литографии немецкого биолога и философа Эрнста Геккеля.
В своих работах Эрнст Геккель писал о природном космосе как образце для человеческого творчества. На рубеже XIX-XX вв. учёный представил генеалогию растительного царства, начиная от простейших до развитых форм.
Его книга «Красота форм в природе» («Kunstformen der Natur», 1904), основанная на собственных эскизах, выдвинула на первый план эстетическую составляющую в научном исследовании.
Сопоставляя рисунки Эрнста Геккеля и снимки Макса Ревинского, мы видим архитектурную форму через призму живых существ. Интересно то, что работы фотографа заставляют обратить внимание на очевидность использования рисунка биологических организмов в архитектуре гораздо более раннего времени, чем модерн.
То есть, можно предположить, что зодчие использовали очертания, присущие микроскопическим организмам, за несколько веков до создания микроскопа. В поисках красоты и гармонии человеческий разум выходил за пределы знания, опираясь на совершенные природные формы задолго до того, как их осознанно применили Отто Вагнер, Рене Бине, Антонио Гауди и другие архитекторы.
Некоторые снимки Макса Ревинского не ограничиваются «микромиром», обращая наше внимание на изначально задуманный «позвоночный» изгиб лестницы в доме Бальо и подмеченный «сустав» улицы в Барселоне.
Чаще всего объектив фотографа направлен вверх – на потолки и своды, а рисунки городских улиц и площадей спроецированы на небо. Автор провоцирует зрителя на эмоциональный подъём и устраивает эффект «дежа вю» – узнай то, чего раньше не видел, измени свою внутреннюю оптику к способности охватить больше, чем предполагал.
Куратор выставки: Стася Дёмина
Информация (на 11.08.2017):
Арт-кафе Абажур
Москва, Малый Сухаревский переулок, дом 11/21.
Ближайшая станция метро «Цветной бульвар».