Четверг , 5 декабря 2024

Русская деревянная церковная скульптура XVIII – первой половины XIX веков.

До 30.06.2017 в ВЗ журнала «Наше Наследие».

Редакция журнала «Наше наследие» и Государственный институт искусствознания в рамках многолетнего совместного проекта «Провинциальное наследие» представляют выставку фотографий русской деревянной церковной скульптуры XVIII – первой половины XIX веков.

Фотографии экспозиции выполнены сотрудниками сектора «Свода памятников архитектуры и монументального искусства России» Государственного института искусствознания Минкультуры РФ Алексеем Грицем, Анной Павловой, Сергеем Рожковым, Георгием Смирновым, Екатериной Шорбан, Алексеем Яковлевым.

Одной из наиболее сильно пострадавших в ХХ веке частей историко-культурного наследия России являются храмовые интерьеры. На протяжении советского периода прошло несколько волн их разрушений.

Первый этап относится к ранним послереволюционным годам, когда при закрытии церквей выламывались и сжигались иконостасы и иконы.

Всё же, многие интерьеры стоявших без службы храмов, особенно сельских, сохранялись усилиями местных жителей вплоть до второй половины 1950-х годов – начала так называемого «хрущевского» этапа борьбы с памятниками церковной культуры. В это время повышенное внимание уделялось окончательному уничтожению внутреннего убранства храмов.

Особой очень хрупкой интереснейшей частью интерьеров русских церквей являлась деревянная скульптура, получившая распространение преимущественно в эпоху барокко. В отечественной искусствоведческой литературе сложилась версия, что одним из центров деревянной скульптуры была Пермь.

Известно, что сохранение многочисленных произведений скульптуры, собранных в Пермском музее, объясняется беспрецедентной деятельностью местных любителей старины, бросившихся в начале 1920-х годов в села, чтобы собрать и вывезти части церковного художественного наследия.

В действительности традиция использования в интерьерах храмов скульптуры, в том числе круглой, в XVIII – первой половине XIX столетий существовала в большинстве губерний европейской России и Сибири.

Об этом свидетельствуют архивные письменные источники и фотографии конца XIX–XX начала веков, а также многочисленные еще сохранившиеся примеры церковной скульптуры, обнаруженные в последние годы.

Выставка в галерее журнала «Наше Наследие» основана на коллекции фотографий, сделанных в 2000-е годы в экспедициях Сектора «Свода памятников архитектуры и монументального искусства России» Государственного института искусствознания Минкультуры РФ по Владимирской, Вологодской, Калужской, Костромской, Рязанской, Тверской областям.

Представлены несколько тематических групп скульптуры: «Распятие», «Христос в темнице», убранство надпрестольных сеней, а также ярусов и царских врат иконостасов.

Е. Шорбан, кандидат искусствоведения.

 

 

Информация (на 24.05.2017):

Выставочный зал журнала «Наше наследие».

Адрес: 1-й Неопалимовский переулок, дом 4.

Ближайшие станции метро «Смоленская» и «Парк Культуры».

Время работы: понедельник – пятница с 11:00 до 17:00, суббота и воскресенье – выходные дни

Посещение выставки бесплатно.

 

Смотреть еще

Саратов Выставка Огонек Жизнь как праздник Радищевский музей

Огонек. Жизнь как праздник.

С 05.09 до 06.10.2024 в Саратовском государственном художественном музее имени А.Н. Радищева.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *