Вторник , 19 марта 2024

Джорджо де Кирико. Метафизические прозрения.

До 23.07.2017 в Государственной Третьяковской галерее на Крымском валу.

Третьяковская галерея представляет первую в России выставку Джорджо де Кирико (1888−1978) — итальянского живописца, скульптора, сценографа и поэта, одного из ведущих мастеров в искусстве ХХ века, предтечи сюрреализма и основателя движения «Метафизическая живопись».

Во время встречи Президента Российской Федерации Владимира Путина с Президентом Итальянской Республики Серджо Маттареллой этот проект был отмечен среди важнейших для развития культурных связей двух государств.

Совместная выставка Третьяковской галереи и Фонда Джорджо и Изы де Кирико проходит в рамках Открытого Фестиваля Искусств «Черешневый лес» при поддержке компании Bosco di Ciliegi.

Искусство транснационально по своей природе. Произведения Джорджо де Кирико, размещенные в залах Третьяковской галереи рядом с русским искусством ХХ века, позволяют обнаружить многие параллели и взаимовлияние различных художественных направлений.

Рассмотрение его в контексте одновременных художественных процессов обогащает восприятие, придает важные дополнительные смыслы. Выставка де Кирико позволит зрителям осмыслить его влияние на русских художников – К. Малевича, А. Шевченко, А. Дейнеку, К. Рождественского, В. Ермолаеву, трансформировавших в своих работах некоторые приемы и мотивы живописи мастера.

Настоящая выставка в Третьяковской галерее демонстрирует главные грани творчества мастера: ранние картины, свидетельствующие об увлечении искусством швейцарского художника-символиста Арнольда Бёклина (1827–1901), классическую «метафизическую» и неометафизическую живопись, обращение к интерпретации античности и мифологических сюжетов, интерес к живописи старых мастеров, а также автопортреты.

Экспозиция состоит из нескольких разделов.

Первый, «Путь метафизики», раскрывает суть метафизической живописи, погружает в круг ее основных сюжетов и приемов. Определение своего искусства как метафизического, заимствованное де Кирико из арсенала философских терминов, опирается на собственно философское толкование метафизики как исследования первоначальных законов бытия, лежащих за пределами эмпирического опыта.

Применительно к художественному направлению «метафизика» означает погружение в некий параллельный магический мир, наполненный событиями, понимание которых неподвластно логике и здравому смыслу, исследование мистических явлений, скрытых за внешним спокойствием и обыденностью.

Другой обширный раздел, представляющий очень важный аспект творчества де Кирико, – «История и миф». Свое обращение к интерпретации античности и мифологических сюжетов, возврат к классике он отождествлял с восстановлением духовных ценностей, утраченных как в искусстве, так и в общественной жизни.

Неоклассические тенденции стали общим местом художественных поисков в 1920–1930-х годах, не избежал поворота к классической традиции и де Кирико. В живописи мастера появляются новые темы: античные мифы, гладиаторы, герои греко-римской истории.

Историзм имел в творчестве де Кирико и еще одно проявление – диалог с искусством прошлого.

В разделе «Старые мастера» мы видим, что де Кирико, как маску, примерял на себя разнообразные манеры и стили – Тициана, Рубенса, Курбе, Каналетто, Буше, Ватто, Фрагонара, не только стремясь прикоснуться к великой традиции, но и как бы ставя себя в один ряд с прославленными мастерами. В данном корпусе работ особое место занимают автопортреты, во многих из которых реализована концепция исторической маски.

Важный круг сюжетов, выделенный в раздел «Вечное возвращение», затрагивает проблему влияния философских концепций на творчество де Кирико.

В первую очередь это идеи Ницше, его теория «Вечного возвращения» – неизбежности повторения событий и явлений в беспрерывном течении времени, бытия как вечных песочных часов, переворачивающихся бессчетное число раз. Эта тема в творчестве де Кирико находит буквальное, литературное воплощение в вариациях на темы «Возвращения блудного сына» и «Возвращения Улисса».

Но и само творчество де Кирико в целом реализует идею круговорота и цикличности. В картинах «неометафизического» периода 1960–1970-х годов, представленных в разделе, завершающем выставку, мастер снова и снова настойчиво возвращается к уже однажды пройденным сюжетам и приемам.

Художник последователен в своей теории «метафизического искусства» и верен одному и тому же кругу сюжетов в скульптуре и графике. Скульптура реализует их в объеме, лишая фигуры условного картинного пространства, акцентируя их пластические особенности. Среди графических работ – эскизы к живописным произведениям и иллюстрации к роману собственного сочинения «Гебдомерос».

В экспозицию включены театральные костюмы, выполненные де Кирико для антрепризы Сергея Дягилева к балетной постановке «Бал» (1929) и для балетов «Пульчинелла» (1931) и «Протей» (1938).

Дизайн выставки выполнен с учетом ряда пластических мотивов работ де Кирико: колоннад и фрагментов архитектурных объектов. Эти формы воспроизводятся в четырех павильонах, внутри которых экспонируются графические произведения де Кирико, требующие особых условий освещения.

К выставке подготовлено издание, в которое вошли статьи итальянских исследователей, а также текст куратора выставки Т. Горячевой о влиянии Джорджо де Кирико на русское искусство.

 

 

Информация (на 20.04.2016):

Государственная Третьяковская Галерея, здание на Крымском Валу, залы 80-82.

Адрес: улица Крымский Вал, дом 10.

Ближайшие станции метро «Октябрьская» и «Парк Культуры»

Режим работы: вторник, среда, воскресенье – с 10:00 до 18:00, в четверг, пятницу и субботу – с 10:00 до 21:00, выходной день – понедельник.

Стоимость билетов – 400 рублей, льготные категории – 150 рублей.

Смотреть еще

Выставка Виктор Казарин Структура непокоя Новая Третьяковка Третьяковская галерея

Виктор Казарин. Структура непокоя.

С 28.11.2023 до 15.01.2024 в Государственной Третьяковской галерее на Крымском валу – Новая Третьяковка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *