До 15.01.2016 в Московском музее современного искусства, здание на Петровке, дом 25.
МОММА совместно с Фондом русского абстрактного искусства представляет выставку «Студия “Новая реальность” (1958–1991). Трансформация сознания» — масштабную ретроспективу одноименного творческого объединения.
Экспозиция призвана рассказать историю зарождения и развития андеграундного в СССР абстрактного искусства, а также познакомить зрителей с уникальной педагогической системой и теориями, на которых основывалась работа Студии.
Основанная после Второй мировой войны “Новая реальность” замышлялась как альтернатива существующей в то время Академии художеств, участники которой выступали за возрождение традиций активного творческого поиска, свойственного русским художникам-авангардистам начала XX века: В. Кандинскому, К. Малевичу, А. Родченко.
Её основатель Элий Белютин – фигура легендарная и неоднозначная, талантливый художник-новатор и педагог, он создал уникальные формы творчества и построил системный теоретический базис, применимый как в области искусства, так и в области методологии.
Разработанная им уникальная образовательная программа была направленна на внутреннее раскрепощение человека, на расширение его эмоционального диапазона и поиск новых средств для чувственной документации действительности.
Основываясь на этих идеях, он создавал свою «Теорию всеобщей контактности» – оригинальную творческую методику для работы с учениками, направленную не только на объективное отображение окружающего мира, но и на презентацию его личного восприятия.
Так одним из самых действенных методов стала коллективная работа, благодаря которой зачастую появлялись уникальные произведения колоссальных масштабов, или практика совместных творческих пароходных поездок, а также работа в одной мастерской, выставки в необычных контекстах — например в лесу.
Всё это, по тому времени, представляется уникальным опытом для искусства, и является интереснейшим материалом для современных исследователей.
На протяжении советского периода выставочная и образовательная деятельности «Новой реальности» оставались малоизвестными для широкой аудитории. Подвергшись критике первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева во время одной из первых крупных выставок Студии в 1962 в Манеже, студийцы надолго ушли в творческое подполье.
И только с 1989 года, когда действие режима ослабло (хотя сам Белютин никогда не позиционировал свое искусство как антирежимное), студийцы начинают активно участвовать в процессе легализации советского андеграунда.
Выставка «Студия “Новая реальность” (1958–1991). Трансформация сознания» впервые соберет живопись, графику и архивные фотографии из коллекции Фонда русского абстрактного искусства, продемонстрировав системный подход к представлению творчества Студии.
Кураторами выставки подготовлен подробный анализ как теоретических основ работы Студии, так и практических, являющихся ярким воплощением методологии Белютина.
А уникальная архитектура экспозиции, широкое использование мультимедиа и серия специальных мастер-классов, подготовленных сотрудниками Музея на основе педагогической методики Белютина, позволят зрителю стать не просто очевидцем, но и полноценным участником самых знаковых событий в жизни Студии.
Основу экспозиции составили работы двадцати пяти художников-членов студии: ее основателя, его последователей и учеников, состоявших во главе группы (В. Зубарев, Т. Тер-Гевондян, М. Эсмонт, Е. Радкевич, В. Преображенская и многие другие).
В их произведениях проявляются смелые эксперименты с цветом, формой и пространством, характерные для авангардистов начала XX века, а также новаторские идеи самого Белютина, реализуемые им при работе со своими последователями.
Выставка призвана вписать имена Белютина и его учеников в контекст российского и мирового искусства, рассказать историю их работы над созданием новых творческих форм, актуальных, своевременных и живых.
Это демонстрация нового искусства своего времени: свободного от условностей, существующего вне политической пропаганды, не только чутко реагирующего на изменения, происходящие в общественном сознании, но и часто становившегося источником этих изменений.
Информация (на 18.10.2016):
Московский музей современного искусства, здание на Петровке, дом 25
Адрес: улица Петровка, дом 25 (ближайшие станции метро «Чеховская» и «Пушкинская»)
Часы работы: с понедельника по воскресенье с 12:00 до 20:00, каждый четверг музей работает с 13.00 до 21.00, выходной – третий понедельник каждого месяца.
Стоимость билетов – 350 рублей, льготные категории – 150 рублей. Посещение всех зданий музея по одному билету в день приобретения – взрослые 500 рублей, льготные категории – 200 рублей.
Свободный вход в третье воскресенье каждого месяца.
Спасибо большое Фонду Русского Абстрактного Искусства и ММСИ! Пришли на выставку с друзьями, ушли часа через три : интерактивная зона затянула, не уходили пока не выполнили ВСЕ задания!
выставка отличная, такое яркое искусство то что надо в эту серую погоду! однозначно MUST SEE!!