Суббота , 27 апреля 2024

Александра Коновалова. Возвращение. Акварели Серебряного века.

До 26.10.2016 в Галерея «Веллум» в Галерее искусств Зураба Церетели.

В экспозиции представлены около 40 работ уникального художника Серебряного века Александры Коноваловой из собрания галереи «Веллум».

Нам отлично известны многие имена эпохи модерна, ознаменовавшейся в российском искусстве расцветом символизма. Михаил Врубель и Александр Бенуа, Вячеслав Иванов и Анна Ахматова, Вацлав Нижинский и Ида Рубинштейн.

В это же самое время существовали удивительные художники, не участвовавшие в бурной выставочной деятельности, не входившие в объединения и группы, однако создававшие произведения не меньшей художественной силы, чем их современники, именитые мастера. Одним из таких творцов является Александра Сергеевна Коновалова.

Александра Коновалова родилась в Москве в 1889 году. Под влиянием поэтических настроений и суфражистских стремлений к самостоятельности, четырнадцатилетней барышней в 1903 году она поступает в Строгановское училище. В 1906 году училище временно было закрыто, и Коновалова с товарищами уехала в Париж, где пробыла около года, посещая студию Colarossi, оттачивая глаз в залах Лувра и черпая вдохновение в кафе на холмах Монмартра.

«В первую очередь огромное влияние на творчество Коноваловой, конечно, оказал Михаил Врубель… Мифотворчество, культ удивительного, балансировавшего на грани яви и сна», – считает искусствовед Любовь Агафонова, директор галереи «Веллум».

Врубель – не единственный гений, оставивший отголосок в графике Коноваловой. Художница была заворожена усадебными грезами Виктора Борисова-Мусатова. Частые персонажи её полотен – скучающие дамы в кринолинах, – излюбленные героини многих молодых творцов тогдашней эпохи.

Поэты и художники с упоением использовали повествовательный, литературный мотив в своих произведениях, черпая вдохновение в эпосе или Евангельском сюжете. Акварели Коноваловой – целиком порождение и лицо русского символизма.

На выставке будут представлены художественные произведения Коноваловой, написанные, в основном, на рубеже 1900–1910-х гг. Любовь Агафонова так говорит о работах этого времени: «Длинные, словно дождевые нити, акварельные мазки («После объяснения», «Руслан и Людмила») сменяются их жемчужной прозрачностью («Золото Рейна», «Пленница Змея»).

К концу десятых годов приверженность Коноваловой к новизне приводит к плакатной откровенности красочных композиций, к обобщению фигур («Беление холста»)». Завершают ретроспективу акварели, которые Александра Сергеевна создавала, живя на Чукотке в 1930-е годы.

Художница и здесь продолжает своё мифотворчество, возвращаясь к излюбленным мотивам начала века. Изображая танец шаманов («Обрядовый танец»), она заворожена не только красками Чукотской земли, но и людьми, живущими в ирреальном, таинственном мире. Земли, где и камень, и ездовая собака равно наделены мистической силой, и влияют на судьбу сегодняшнего дня и проистеканию жизни Вселенной в одинаковой степени. Этот живой мир-сон созвучен мироощущению Александры Коноваловой, и так ею любим и близок.

Обстоятельства жизни Александры Коноваловой до сих пор не до конца изучены. Из творческого наследия мастера до нас дошли только акварели, – замечательные произведения искусства, достойные занять место в истории культуры.

Также в рамках проекта показывается фильм-фабула «Берег лучших миров», премьера которого состоялась на открытии выставки.

Фильм рассказывает о творчестве и судьбе Александры Коноваловой, в котором авторам удалось очень искренне передать лиричность, утонченность творческой натуры героини, и в то же время представить абсолютно документальную историю жизни конкретного человека в рамках определённого исторического периода и в окружении его произведений.

Выставочный проект «Александра Коновалова. Возвращение» и фильм «Берег лучших миров», – это часть огромной исследовательской работы, которую проводит галерея «Веллум», открывая многие, ныне забытые имена художников первой половины 20 века.

 

 

Информация (на 22.09.2016):

Галерея искусств Зураба Церетели

Адрес: Пречистенка ул., 19.

Ближайшие станции метро – «Кропоткинская» и «Парк Культуры».

Время работы: вторник, среда, четверг, суббота с 12:00 до 20:00, в пятницу с 12:00 до 22:00, в воскресенье с 12:00 до 19:00. Выходной день – понедельник.

Стоимость билетов: взрослые – 300 рублей льготные категории – 100 рублей.

 

Смотреть еще

Выставка Прикоснувшиеся к Солнцу Дом Русского Зарубежья имени Солженицына.

Прикоснувшиеся к Солнцу.

С 28.11.2023 до 03.03.2024 в Доме Русского Зарубежья имени Александра Солженицына.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *