До 21.08.2016 в Центральном Доме Художника.
Проект Натальи Георгадзе. Живопись. Графика. Фото. Объекты.
Количество значений, которым человечество наделило красное и черное, кажется бесконечным. В эти цвета окрашена вся история ХХ века, его тоталитарные режимы, его революции, его знамена.
В том числе и революция в искусстве, символом которой стал «Черный квадрат» Малевича. Черный – тьма, растворяющая весь прошлый опыт, точка обнуления, отрицания, заканчивающая определенный период. И красный, противоположный черному, – вызов, утверждение нового, содержащий призыв к его отстаиванию и сражению за него.
Однако эти сложные построения являются производными от первоначального, архаического, где красный и черный существуют не как части цветового спектра, а как символы психофизического опыта пребывания человека в мире.
Здесь диада «красный и черный» приобретает эротическое звучание, поскольку ассоциируется с моментами человеческой жизни, связанными с максимальным эмоциональным напряжением: красный связан с любовью, битвой, тревогой, победой, агрессией. Черный обозначает тьму, сон, окончание, смерть.
Рассматривая черный и красный как часть универсальной триады «красное-белое-черное», английский антрополог Виктор Тэрнер отмечает, что эти символы психологического и социального опыта тесно связаны с физиологией человеческого тела, так как соотносятся с цветами продуктов организма.
Белому цвету соответствует материнское молоко, красному – кровь, черному – продукты распада, превращение органического в землю и пепел. Таким образом, пишет Тэрнер, «цветовая триада белое-красное-черное представляет архетип человека как процесс переживания наслаждения и боли».
Но и эти значения необходимо вынести за скобки, отпустить, раскладывая структуру визуального языка по нисходящей и переходя в область «эстетического» – туда, где красное пятно является просто красным пятном.
Здесь цвет свободен от всякой рефлексии, и имеет право просто быть, утверждая только лишь собственное существование. Эстетическое измерение предлагает нам красный и черный не как носители символического, а как предмет исследования различной тональности и силы звучания, поиска максимальной интенсивности чувственного напряжения.
Эти два цвета – воплощение пределов способности чувствовать, – обозначают крайние точки амплитуды зрительного восприятия, простирающейся от полного «ничто», отсутствия света и образа черного, до максимальной интенсивности красного.
Полифония выставки показывает способность цвета воплощать все эти роли и приглашает зрителя к исследованию различных уровней структуры визуального языка – как множества исторических коннотаций, как области психических переживаний и как пространства чистого опыта чувственного восприятия.
Информация (на 18.08.2016):
Центральный Дом Художника. Зал 5.
Адрес: улица Крымский Вал, дом 10.
Ближайшие станции метро «Парк Культуры» (Радиальная и Кольцевая) и «Октябрьская» (Радиальная и Кольцевая).
Время работы: вторник – воскресенье с 11:00 до 20:00, выходной день – понедельник.
Стоимость билетов: взрослые – 350 рублей, льготные категории – 150 рублей