Вторник , Декабрь 12 2017
Главная / Выставки / Выставки в 2016 году / Выставки в августе 2016 / Красное и черное. Часть вторая.

Красное и черное. Часть вторая.

До 21.08.2016 в Центральном Доме Художника.

Проект Натальи Георгадзе. Живопись. Графика. Фото. Объекты.

Количество значений, которым человечество наделило красное и черное, кажется бесконечным. В эти цвета окрашена вся история ХХ века, его тоталитарные режимы, его революции, его знамена.

В том числе и революция в искусстве, символом которой стал «Черный квадрат» Малевича. Черный – тьма, растворяющая весь прошлый опыт, точка обнуления, отрицания, заканчивающая определенный период.  И красный, противоположный черному, – вызов, утверждение нового, содержащий призыв к его отстаиванию и сражению за него.

Однако эти сложные построения являются производными от первоначального, архаического, где красный и черный существуют не как части цветового спектра, а как символы психофизического опыта пребывания человека в мире.

Здесь диада «красный и черный» приобретает эротическое звучание, поскольку ассоциируется с моментами человеческой жизни, связанными с максимальным эмоциональным напряжением: красный связан с любовью, битвой, тревогой, победой, агрессией. Черный обозначает тьму, сон, окончание, смерть.

Рассматривая черный и красный как часть универсальной триады «красное-белое-черное», английский антрополог Виктор Тэрнер отмечает, что эти символы психологического и социального опыта тесно связаны с физиологией человеческого тела, так как соотносятся с цветами продуктов организма.

Белому цвету соответствует материнское молоко, красному – кровь, черному – продукты распада, превращение органического в землю и пепел.  Таким образом, пишет Тэрнер, «цветовая триада белое-красное-черное представляет архетип человека как процесс переживания наслаждения и боли».

Но и эти значения необходимо вынести за скобки, отпустить, раскладывая структуру визуального языка по нисходящей и переходя в область «эстетического» – туда, где красное пятно является просто красным пятном.

Здесь цвет свободен от всякой рефлексии, и имеет право просто быть, утверждая только лишь собственное существование.  Эстетическое измерение предлагает нам красный и черный не как носители символического, а как предмет исследования различной тональности и силы звучания, поиска максимальной интенсивности чувственного напряжения.

Эти два цвета — воплощение пределов способности чувствовать, — обозначают крайние точки амплитуды зрительного восприятия, простирающейся от полного «ничто», отсутствия света и образа черного, до максимальной интенсивности красного.

Полифония выставки показывает способность цвета воплощать все эти роли и приглашает зрителя к исследованию различных уровней структуры визуального языка — как множества исторических коннотаций, как области психических переживаний и как пространства чистого опыта чувственного восприятия.

 

 

Информация (на 18.08.2016):

Центральный Дом Художника. Зал 5.

Адрес: улица Крымский Вал, дом 10.

Ближайшие станции метро «Парк Культуры» (Радиальная и Кольцевая) и «Октябрьская» (Радиальная и Кольцевая).

Время работы: вторник – воскресенье с 11:00 до 20:00, выходной день – понедельник.

Стоимость билетов: взрослые – 350 рублей, льготные категории – 150 рублей

 

Check Also

Александр Петров. Сны беспокойства.

Александр Петров. Сны беспокойства.

До 24.12.2017 в Центральном Доме Художника.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *