Четверг , 25 апреля 2024

Игорь Пчельников. Объем изображения.

До 31.07.2016 в Галерее Российской Академии Художеств.

В залах Российской Академии Художеств (ул. Пречистенка, 21) открылась выставка произведений народного художника РФ, члена-корреспондента Российской академии художеств Игоря Пчельникова «Объем изображения».

В ретроспективную экспозицию вошли произведения живописи и графики, созданные в 1970-е – 2016 годы.

И.В.Пчельников (род 1931 г.) принадлежит к плеяде крупнейших мастеров отечественного монументального искусства. В 1956 году он окончил Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени В.И. Мухиной. В составе творческой группы молодых художников участвовал в художественном оформлении Дворца пионеров на Ленинских горах.

В 1970-е годы создал такие яркие и значительные произведения как цветные рельефы в Посольстве СССР в Париже и в интерьерах санатория «Южный Форос» в Крыму, объемно-пространственную композицию в ресторане гостиницы «Москва» (в соавторстве с И. Лавровой) и др. Своей изобретательной фантазией и элементами игры художники преображали интерьеры общественных зданий.

Среди известных монументальных работ И. Пчельникова – витраж в фойе театра «Модернъ», пространственная композиция из металла на фасаде Центра Мейерхольда. В 2007 г. в соавторстве с М.Красильниковой выполнил фонтан на площади у Рижского вокзала в Москве.

В станковом творчестве, представленном в экспозиции, художник поражает глубиной и силой создаваемых образов, искренностью, обостренным чувством цвета и пространства.

С конца 1980-х годов Пчельников обращается к евангельской теме. Его полотна, исполненные драматизма, истового сопереживания, передают накал страстей современного мира. Художник трактует их в философском контексте, видит в них возможность более глубоко и остро поднять темы человеческого бытия.

В своих станковых работах Пчельников продолжает оставаться монументалистом. Для него важны конструкция произведения, рельефность живописной формы, столкновение контрастных цветовых масс, стремление к трехмерности самого произведения как предмета.

Искусство И. Пчельникова требует от зрителя ответной работы, заставляет размышлять, анализировать. Художник драматически переживает значительные или только ему заметные события, «дающие толчки для пластических рассуждений», в которых он выходит за рамки сугубо личных взаимоотношений с действительностью, поднимаясь на метафизические уровни.

Как пишет искусствовед Т. Нечаева, «для него компромиссы неприемлемы, всякая искусственность – непереносима, как ложь, он бежит от нее к простоте, натуральной огрубленности, шершавости, ломкости, о которую можно пораниться, занозить душу».

Мотивы «повседневной» живописи Игоря Пчельникова просты – сад, деревня, калитка, пес возле будки, крыши домов («Сумерки», «Ночная терраса», «Старые деревья», «Сад зимой», «Тени на снегу»).

Кажется, в них ничего не происходит, но они вызывают ощущение событийной значимости. Он пишет сущностные признаки предметов и состояний, сводя к минимуму и концентрируя средства выражения — «земля, пространство, человек, проходящий в нем свой путь».

Напряженный нерв живописно-пластических и пространственных взаимодействий, конфликт противоположных начал задевает зрителя за живое.

В творчестве художника постоянно возникает емкий образ дороги, несущий в себе много смыслов. «Дороги» Пчельникова дают образ живой земли, родины, образ пространства, в котором человек ощущает свой масштаб.

 

 

Информация (на 12.07.2015):

Галерея Российской Академии Художеств.

Адрес: улица Пречистенка, дом 21 (ближайшие станции метро «Кропоткинская» или «Парк Культуры»)

Время работы: вторник с 12:00 до 22:00, со среды по субботу с 12:00 до 20:00, в воскресенье с 12:00 до 19:00. Выходной день – понедельник.

Стоимость билетов – 100 рублей.

 

Смотреть еще

Пётр Козорезенко Философия воображения Российская Академия Художеств

Пётр Козорезенко. Философия воображения.

С 29.11 до 17.12.2023 в Российской Академии Художеств.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *