До 25.09.2016 в Государственной Третьяковской галерее на Крымском валу.
В рамках программы Третьяковская галерея открывает свои запасники.
Алексей Георгиевич Сотников (1904–1989) – выдающийся скульптор ХХ века, который работал в фарфоре и возвысил этот материал до пластического равноправия с классическими в скульптуре камнем, деревом, металлом.
Представленные на выставке работы продемонстрируют присущие автору мудрость понимания природы и поразительно внимательное отношение к материалу.
Вместе с учителем В.Е. Татлиным Сотников реализовывал новую концепцию формообразования: от материала, и шире – от природы – к форме. Много лет этот принцип лежал в основе работы скульптора на Дулевском фарфоровом заводе.
Важнейшими качествами пластического языка автора стали архитектоничность и конструктивность. В анималистических работах, жанровых сценах и монументах природные формы соединяются с логикой устроения технических форм.
Одного взгляда на представленные на выставке скульптуры достаточно, чтобы почувствовать, с каким восторгом, благодарностью и нежностью Сотников относился к тому, что нас окружает.
Зрителей не оставят равнодушными лишенные слащавости, необыкновенно проницательные и точные в передаче характеров «Ягненок» «Сокол», «Птица, защищающая гнездо».
Алексей Сотников был смелым формотворцем: самые трепетные образы явлены через строгую, почти геометрическую форму. Композиции «Катание на лошади», «Встреча героя», «Свадьба в колхозе», «Хирурги» демонстрируют применяемый автором подход к натуре: конкретность впечатлений сочетается с пластическим обобщением.
Многие «малые формы» Сотникова – это идеи памятников, которые он мечтал осуществить. Например, «Птица» – проект монумента в ознаменование принятия закона СССР «Об охране природы и окружающей среды».
В Третьяковской галерее хранится монографическая коллекция скульптуры А.Г. Сотникова. Она собиралась целенаправленно в 1980-х годах непосредственно в мастерского автора.
Международное признание доказывают полученные Сотниковым премии и призы: «Ягненок» (1937) получил Золотую медаль на Всемирной выставке 1937 года в Париже, «Курица» (1938) и «Сокол» (1957) были удостоены Гран-при на Всемирной выставке 1958 года в Брюсселе.
Информация (на 08.06.2016):
Государственная Третьяковская Галерея, здание на Крымском Валу, зал 24.
Адрес: улица Крымский Вал, дом 10. Ближайшие станции метро «Октябрьская» и «Парк Культуры»
Режим работы: вторник, среда, воскресенье – с 10:00 до 18:00, в четверг, пятницу и субботу – с 10:00 до 21:00, выходной день – понедельник.
Стоимость билетов – 400 рублей, льготные категории – 150 рублей.
Случайно побывала на двух выставках фарфора. В Третьяковке – Сотников. Чем велик этот певец социалистического животноводства и птицеводства – так и не поняла (шла я на самом деле на постоянную экспозицию). В Еврейский музей пошла на Эффект времени, но попала в какой-то коридорчик и – остолбенела. Обнаружила большую галерею с произведениями фарфорового скульптора Дулкиной. В зале – пусто, была единственным посетителем. Уровень некоторых работ – как Александра Экстер, только у Экстер живопись. И – абсолютно современно. Нет пророка в своем отечестве.
Уважаемая Ирина – добрый день! Спасибо за Ваши отзывы об этих двух выставках! В каждой эпохе – свои искания, свои победы и свои поражения. В пластике Алексея Сотникова есть особое чудо, один лев чего стоит. В поддержку Вашего интереса к творчеству Галины Дулькиной хочу сделать анонс будущего материал, который я сделаю с помощью художницы – будет во вторник.
Кирилл