Статья публикуется в рамках информационной поддержки проходящей до 13.03.2016 в ВЗ Государственного музея А.С.Пушкина выставки «Владимир Фаворский. Эпос Киргизии. Рисунки».
Выражаю благодарность Галерее Грос-АРТ за предоставленные материалы.
«Я вспоминаю остроумное замечание Владимира Андреевича Фаворского по поводу его работы для метро «Краснопресненская». У него комиссия зарубила эскиз росписи. «Зато покомпоновали», – чуть улыбаясь, резюмировал эту «беду» Фаворский.
Я вспомнил это его мудрое замечание в размышлении, как написать о его работе над киргизским эпосом «Манас». Тут и «покомпоновали»; и рисовал киргизскую землю, широко охваченную острым, зорким взглядом пытливого художника, и портреты старых и малых.
Как внимательно, неторопливо прослежены контуры, ограничивающие форму в рисунке «Братья», как «пробежала» в глубину земля с остатками древних стен, с дальними горами, как увлеченно Владимир Андреевич рисовал струи бегущей воды речки цветными карандашами…
Мы смотрим в мастерской Фаворского его «киргизские» рисунки, стараясь выбрать лучшие, и не покидает нас чувство, что эта, редкая на сегодняшний день, очень ценная работа мастера, когда-то бездарно загубленная, как тот эскиз для метро, должна обрести новую жизнь.
И возникла ясная мысль: надо издать, восстановив справедливость, работу Фаворского.
Первая идея – это должны быть отдельные листы, которые можно было бы вынуть из папки и взять в руки (это касается, может быть, рисунков с натуры). Его эскизы для «Манаса» могли бы найти другую форму подачи. Меня не покидало чувство, что это надо делать.
По воле случая, я смог поговорить о Фаворском и его работе над «Манасом» <…> с Чингизом Айтматовым – мудрым большим человеком и писателем; и с милейшим Андреем Андреевичем Болотовым – участником того тихого и проникновенного «смотрения» рисунков в мастерской в Красном Доме на Новогиреевской.
И еще я вижу выставку киргизских работ Фаворского <…> с презентацией нашего издания. Я не оставлял свою роль «возбудителя интереса» и верил в реальность задуманного. Уходящий год — год сорокалетия со дня смерти Владимира Андреевича Фаворского.
Тут, может быть, надо сказать, что в мастерской Владимира Андреевича уже много лет регулярно происходят просмотры его работ. И в многообразной их череде «киргизские» вещи всегда вызывали и восторг во мне, и чувство обиды — что эта и многотрудная, и многогранная работа, в отличие от калмыцкого эпоса «Джангар», не увидела света.
Хочется верить, что следующий год будет годом нового рождения рисунков к эпосу «Манас».
Илларион Голицын, 2004 год
Тогда это не удалось осуществить, а в 2007 году Илларион Владимирович трагически погиб, не дождавшись воплощения этого замысла – издания киргизской серии рисунков своего учителя…