В этом году исполнилось 140 лет со дня рождения А.В.Ганзена, известного русского художника-мариниста, внука прославленного живописца Ивана Айвазовского.
Лучшим источником информации о художнике в сети является замечательный сайт http://hanzen.gallery , созданный И.Ф.Касацкой, к.и.н., начальником отдела культурных и общественных программ Российского центра науки и культуры в Ереване. С разрешения автора публикуем к юбилею Алексея Ганзена её статью о биографии и творчестве художника.
Талантливый внук великого деда.
Многие талантливые художники России воспевали море, но не секрет, что наши дети почти никого из них не знают. Повезло феодосийцам – у них есть море, флот, замечательная галерея и почетный гражданин – “певец моря” – Иван Константинович Айвазовский.
Как писал когда-то ныне покойный директор Феодосийской картинной галереи Н.С.Барсамов: “Айвазовский первый в русской живописи изобразил беспредельность морских границ России, показал флот, защищающий и охраняющий наши морские рубежи, первым в живописи показал Россию как могучую морскую державу”.
Айвазовский предпочел столичной петербургской жизни жизнь в глухой провинции, коей была тогда Феодосия. Здесь он выстроил дом, где поселился со своей женой Юлией Яковлевной и дочерьми Еленой, Марией, Александрой и Жанной. (Второй брак художника был бездетным).
Из внуков Айвазовского трое стали профессиональными художниками: Михаил Ларти, Алексей Ганзен, Константин Арцеулов. Все они часто бывали в доме деда, в мастерской, где “дед-чародей с густыми бакенами и с чином действительного тайного советника писал волшебные марины свои, писал с быстротой изумительной”.
Внук И.К.Айвазовского (по линии матери) и внук Саксонского генконсула (по линии отца) Алексей Ганзен родился в Одессе. В родном городе он закончил юридический факультет университета, но любовь к живописи привела его в Дрезден, а затем в Берлин.
В Германии он, закончив две Академии изящных искусств, продолжил учебу в Мюнхене. Первые сведения об участии Ганзена в выставках в Берлине и Петербурге относятся к 1903 году.
Затем Ганзен приезжает в Париж, где продолжает учебу у профессоров Лефевра и Робер-Флери. “Хоть в те парижские годы Ганзен был живописцем-профессионалом как по своим техническим достижениям, так и по ежегодным выставкам в “Салоне” вещей своих, но жил и работал он, вернее, мог жить и работать, как дилетант, как барин, балующийся искусством…
Но и тогда, помнится, небольшие марины Ганзена то с бурным прибоем, то с прозрачной набегающей на берег волною не застаивались ни в его ателье, ни на щитах “Салона”.
Так писал о том периоде жизни Ганзена с ним знакомый Николай Брешко – Брешковский. По воспоминаниям самого Алексея Васильевича, в то время он писал в год до 100 картин.
“…Быстрота, с какою на белом холсте появлялся живой трепещущий морской ландшафт, преемственно унаследована внуком от деда… Как сейчас вижу: Ганзен, с сигарой в зубах, в сюртуке и в бархатном жилете, уверенно действует кистью, как фехтовальной рапирой…” (Н.Брешко-Брешковский).
Редкий успех для новичка – присуждение Ганзену премии “Mention honorable” на одном из салонов, что дало возможность в дальнейшем выставляться вне жюри. Так спустя почти 70 лет Париж, ранее воздавший почести молодому И.Айвазовскому, принял и оценил одного из его внуков.
О признании таланта художника говорит и тот факт, что в 1908 году Французская Республика приобрела картину Ганзена “Штиль после бури”, которую впоследствии подарила Мадриду. А в 1912 году Французское правительство пожаловало русскому художнику Алексею Васильевичу знак отличия “Officier d’Academie”.
Начиная с 1909 года, Ганзен все больше внимания в своем творчестве уделяет флоту. Весной он совершил путешествие на крейсере “Адмирал Макаров”, который сопровождал императорскую яхту “Штандарт” во время встреч императора Николая II с главами государств Германии, Франции и Англии.
Около 60 этюдов привез художник из путешествия, а один – “Штандарт” на Ревельском рейде” – был подарен российскому монарху. В ответ последовало приглашение на службу в Морское Министерство.
Теперь Алексей Васильевич много времени проводит в России. Критика по достоинству оценила творчество “талантливого внука великого деда”.
“Уже и теперь не знаю из русских изобразителей моря ни одного, кто мог бы с ним потягаться. Ганзен поэт и труженик в то же время, – писал в “Новом времени” в апреле 1910 года известный тогда художественный критик И.Яковлев.
– Его вода прозрачна и зыблется, суда и лодки в ней сидят и колышатся, а не похожи на безжизненные куски дерева, вставленные в желе или в вату…”.
Алексей Васильевич изучает “анатомию” военных кораблей и, по отзывам критики, “достиг совершенства в передаче подводных лодок, броненосцев и крейсеров”.
В начале первой мировой войны он участвует в выставке “Война”, открывшейся в Петрограде, где показывает свои батальные картины.
В Центральном государственном военно-морском музее бережно хранятся его работы: “Гибель броненосца “Петропавловск”, 31 марта 1904 года”, “Броненосцы “Андрей Первозванный” и “Павел I”, “Эскадренный миноносец (1904-1905 гг.)”, “Эскадренный броненосец типа “Слава”, “Броненосный крейсер типа “Адмирал Макаров”.
В 1914-1915 годах в Петрограде выходил журнал “Летопись войны”. Журнал отражал все события первой мировой войны на суше и на море, печатал фотографии, списки раненых и погибших, рассказы очевидцев.
Морским событиям первой мировой войны в журнале посвящены восемь иллюстраций А.Ганзена. Период жизни Ганзена с 1910 года прошел как утверждение себя в России, ведь до этого художник “почти не появлялся в своем отечестве, весь раскупаемый, до последнего холстика, Парижем, Америкой и Англией”.
Выставки в России, работа в архивах, портах и на кораблях. Итогом стал альбом “Российский Императорский флот”. Он был издан в Петрограде в 1916 году в издательстве “Новое время” и включал 25 факсимильных цветных репродукций с акварелей А.Ганзена, дающих “изображение различных типов судов русского флота от ботика Петра Великого до современных дредноутов и подводных лодок, а кроме того иллюстрируют главнейшие моменты в жизни корабля и целого флота в мирное и военное время”.
Особенность этого альбома в том, что издан он был с благотворительной целью и весь “чистый доход от издания пошел в пользу пострадавших в настоящую войну (1914 г. – И,К.) нижних чинов флота и их семейств”.
Это была не случайная благотворительная акция, в которой участвовал Алексей Васильевич. Художник являлся почетным членом попечительских обществ, в благотворительных целях выпускались открытки с его репродукциями, он был постоянным участником благотворительных аукционов.
Алексей Ганзен навсегда остался художником Морского Министерства России. Так его именовали и в каталогах выставок, состоявшихся после революции 1917 года.
“Большевики “не могли социализировать таланта, и чего-то еще неуловимого в десяти пальцах, отличающего пальцы художника-мастера от пальцев обыкновенных смертных.
С этим, чего нельзя было отнять и что отнимается только вместе с жизнью, покинул Ганзен “советский рай”. С семьей он прошел нелегкий путь эмигранта, но уже на пароходе живописец взялся за кисть.
В Югославию А.Ганзен прибыл признанным художником, но только упорный труд помог ему в кратчайшие сроки подготовить выставки в Загребе и Белграде, а вслед за выставкой в Праге (к этому времени, к 1922 году, он уже прочно обосновался в городе Дубровнике) последовали Рим, Бухарест, столицы Южной Америки, персональная выставка в Париже. И везде он выставляет красоты Далмации, воспевая море и природу этой удивительной земли.
А. Ганзен не расставался с флотом. В 1923 году в Дубровник приезжает профессор, контрадмирал Александр Дмитриевич Бубнов. Влекомый чувством славянина и желанием помочь новому славянскому государству он активно участвует в создании здесь военно-морского училища.
В 1930-1933 годах в Дубровнике из печати выходит “История военно-морского искусства” в трех томах на хорватском языке. Автор ее – А.Д.Бубнов, а иллюстрации были сделаны А.В.Ганзеном.
Алексей Васильевич умер 19 октября 1937 года. “Последняя его выставка в Белграде была посвящена истории югославского флота от первых парусников до новейшего крейсера “Дубровник” (из некролога).
Прошумевшие войны, революция, репрессии 1933-1937 гг. сделали свое дело – художник почти забыт на Родине. В российских музеях работы Ганзена – редкость, лишь Феодосийская картинная галерея имеет акварели, миниатюры, три работы маслом и замечательный бюст художника работы скульптора Л.Бернштама, выполненный в Париже. Произведения Ганзена разбросаны по музеям мира. Много интересных – в хорватских музеях Риеки и Загреба.
Поверим самым строгим судьям-критикам, писавшим о работах художника-мариниста Алексея Ганзена: “Зрителю есть чем полюбоваться, а молодым художникам есть у кого поучиться… Особенно поучительны его волны, бурно и стремительно атакующие гранитную твердыню мола. Это – ” подлинный шедевр…”
Ирина Фёдоровна Касацкая
Опубликовано в «Брянская Газета (БГ)» – но 28 / 1994.