Фрагмент статьи из журнала «Театральное обозрение». 1921 год.
Признанное в наше время классикой отечественного искусства, творчество Станислава Жуковского в первые годы после Октябрьской революции подвергалось нещадным нападкам со стороны левой критики. Примером тому может служить статья А.Эфроса – живое эхо событий столетней давности.
«Судьба наших двух выставок в этом отношении показательна. Она не одинакова. На художника с несомненным большим прошлым, как Коровин, она легла не одним бременем, но известной долей апофеоза. Для художника же таких сил, как Жуковский, она просто подвела давно предчувствовавшийся итог и каллиграфически под чертой выписала нуль.
Те лица, которые были на выставке Жуковского и прочли в каталоге восторженное предисловие г. Хвойника, вероятно, обратили внимание, что в нем сказаны все слова, какие только можно найти в перечне официальных восторгов, высказываемых по случаю юбилейного благополучия чествуемого лица.
Это произошло не только от капитального безвкусия Хвойника. Это произошло еще и потому, что раз уже заставил себя человек восторгаться Жуковским, то ничего другого, кроме чеховского «дорогой и многоуважаемый шкаф», ему не сказать.
Пока Жуковский подавал себя на выставках «Союза русских художников» небольшими порциями или, вернее, не очень большими порциями, и пока между выставкой и выставкой проходил годовой перерыв, – мы, морщась и раздражаясь перед его живописью, кой о чем успевали забывать и кой на что продолжали надеяться.
Ретроспективная выставка зачертила, несмотря на все свои пробелы, общую линию работы Жуковского, и обнаружила две вещи, равно убийственные: во-первых, что не бог весть каким, но все же художником, он был лишь в ранние годы, когда у него хватало еще смирения и робости подходить к своему ремеслу просто и беспритязательно, во- вторых, что совсем не нужно утверждать, будто у него вдруг с палитрой что-то случилось, и он сразу бесповоротно опал.
Обычно это приурочивают к тому времени, когда Жуковский стал писать свои «интерьеры», очень шикарные и очень противные. «Интерьеры» – это заматерелая болезнь. Момент падения произошел не тогда, а много раньше, когда Жуковский стал применять этот самый «шик» в своих пейзажах – стал фабрить, сурьмить и румянить русскую природу.
В этом самом виде она стала очень ходким товаром: уличная красавица – но за этот свой вид она отняла у художника чутье и меру, – месть праведная и достойная! С тех пор по сей день Жуковский тянет одну линию, иной раз – чуть лучше, иной раз – чуть похуже, но всегда вне круга настоящего искусства и настоящих художников»
«Театральное обозрение», 1921, №8, с.6-7
Реакция художника на эту статью описана у М.И. Горелова со слов очевидца инцидента Н.П. Пахомова.
Скандал разразился 1 февраля 1922 года в Коллегии по делам музеев и охраны памятников искусства и старины, которая помещалась на Пречистенке в бывшем особняке М.К. Морозовой. А.М. Эфрос был членом этой коллегии.
В приемную, в которой находились Эфрос, художник В.Г. Бехтеев, секретарь коллегии С.А. Детинов, вошел Жуковский, бледный как полотно, держа в руках журнал «Театральное обозрение» №8, в котором была опубликована статья.
Увидев Эфроса, Жуковский обратился к нему с вопросом: «Вы рецензент Эфрос и это вы писали?» Получив утвердительный ответ, Жуковский, подойдя вплотную к Эфросу, дал ему пощечину и затем вторую пощечину журналом, после чего бросил на пол журнал и удалился.
Весть о скандале с быстротой молнии распространилась по всей Москве. Разгорелись жаркие споры о том кто виноват в содеянном или кто больше виноват, кто пострадал, и кто остался безнаказанным?
На следующий день после инцидента, 2 февраля, три члена СРХ И.С. Остроухов, К.Ф. Юон и Н.П. Крымов обратились к его председателю С.А. Виноградову с предложением об исключении Жуковского из состава членов Союза. Было назначено собрание членов Союза.
В результате К.Ф. Юон и Н.П. Крымов сняли свои подписи под протестом. Жуковский не был исключен из Союза, собрание признало себя неправомочным разбирать инцидент, и потому Остроухов в знак своего несогласия вышел из членов Союза.
Горелов М.И. Станислав Юлианович Жуковский. Жизнь и творчество. 1875—1944. Москва. 1982, с. 216
Выставка «Станислав Жуковский. Живопись и графика из частных собраний».
До 15.04.2016 в Галерее «Даев-33».
Информация (на 11.02.2016):
Галерея «Даев-33».
Адрес: Даев переулок, дом 33. Ближайшие станции метро «Сретенский бульвар» и «Тургеневская».
Время работы: понедельник – пятница с 12:00 до 19:00, суббота с 12:00 до 18:00, воскресенье – выходной день.
Вход свободный.
Спасибо, Кирилл, за интересную заметку! Обязательно схожу на выставку. Жуковского очень люблю.