Пятница , 29 марта 2024

Абрам Эфрос. Отражения. Две выставки.

Фрагмент статьи из журнала «Театральное обозрение». 1921 год.

Станислав Юлианович Жуковский, фотография
Станислав Юлианович Жуковский, фотография

 

Признанное в наше время классикой отечественного искусства, творчество Станислава Жуковского в первые годы после Октябрьской революции подвергалось нещадным нападкам со стороны левой критики. Примером тому может служить статья А.Эфроса – живое эхо событий столетней давности.

«Судьба наших двух выставок в этом отношении показательна. Она не одинакова. На художника с несомненным большим прошлым, как Коровин, она легла не одним бременем, но известной долей апофеоза. Для художника же таких сил, как Жуковский, она просто подвела давно предчувствовавшийся итог и каллиграфически под чертой выписала нуль.

Те лица, которые были на выставке Жуковского и прочли в каталоге восторженное предисловие г. Хвойника, вероятно, обратили внимание, что в нем сказаны все слова, какие только можно найти в перечне официальных восторгов, высказываемых по случаю юбилейного благополучия чествуемого лица.

 

Мартирос Сарьян «Портрет искусствоведа Абрама Эфроса» 1944 Холст, масло 65x48 - Государственный центральный театральный музей имени А.А.Бахрушина, Москва
Мартирос Сарьян «Портрет искусствоведа Абрама Эфроса» 1944
Холст, масло 65×48 — Государственный центральный театральный музей имени А.А.Бахрушина, Москва

 

Это произошло не только от капитального безвкусия Хвойника. Это произошло еще и потому, что раз уже заставил себя человек восторгаться Жуковским, то ничего другого, кроме чеховского «дорогой и многоуважаемый шкаф», ему не сказать.

Пока Жуковский подавал себя на выставках «Союза русских художников» небольшими порциями или, вернее, не очень большими порциями, и пока между выставкой и выставкой проходил годовой перерыв, — мы, морщась и раздражаясь перед его живописью, кой о чем успевали забывать и кой на что продолжали надеяться.

Ретроспективная выставка зачертила, несмотря на все свои пробелы, общую линию работы Жуковского, и обнаружила две вещи, равно убийственные: во-первых, что не бог весть каким, но все же художником, он был лишь в ранние годы, когда у него хватало еще смирения и робости подходить к своему ремеслу просто и беспритязательно, во- вторых, что совсем не нужно утверждать, будто у него вдруг с палитрой что-то случилось, и он сразу бесповоротно опал.

 

Станислав Жуковский "Вечер. Интерьер" 1920 Холст, масло, 78х82 - Частное собрание
Станислав Жуковский «Вечер. Интерьер» 1920
Холст, масло, 78х82 — Частное собрание

 

Обычно это приурочивают к тому времени, когда Жуковский стал писать свои «интерьеры», очень шикарные и очень противные. «Интерьеры» — это заматерелая болезнь. Момент падения произошел не тогда, а много раньше, когда Жуковский стал применять этот самый «шик» в своих пейзажах — стал фабрить, сурьмить и румянить русскую природу.

В этом самом виде она стала очень ходким товаром: уличная красавица — но за этот свой вид она отняла у художника чутье и меру, — месть праведная и достойная! С тех пор по сей день Жуковский тянет одну линию, иной раз — чуть лучше, иной раз — чуть похуже, но всегда вне круга настоящего искусства и настоя­щих художников»

«Театральное обозрение», 1921, №8, с.6-7

 

Фрагмент статьи из журнала "Театральное обозрение", посвященной Айседоре Дункан - № 1 1921 год
Фрагмент статьи из журнала «Театральное обозрение», посвященной Айседоре Дункан — № 1 1921 год

 

Реакция художника на эту статью описана у М.И. Горелова со слов очевидца инцидента Н.П. Пахомова.

Скандал разразился 1 февраля 1922 года в Коллегии по делам музеев и охраны памятников искусства и старины, которая помещалась на Пречистенке в бывшем особняке М.К. Морозовой. А.М. Эфрос был членом этой коллегии.

В приемную, в которой находились Эфрос, художник В.Г. Бехтеев, секретарь коллегии С.А. Детинов, вошел Жуковский, бледный как полотно, держа в руках журнал «Театральное обозрение» №8, в котором была опубликована статья.

Увидев Эфроса, Жуковский обратился к нему с вопросом: «Вы рецензент Эфрос и это вы писали?» Получив утвердительный ответ, Жуковский, подойдя вплотную к Эфросу, дал ему пощечину и затем вторую пощечину журналом, после чего бросил на пол журнал и удалился.

Весть о скандале с быстротой молнии распространилась по всей Москве. Разгорелись жаркие споры о том кто виноват в содеянном или кто больше виноват, кто пострадал, и кто остался безнаказанным?

На следующий день после инцидента, 2 февраля, три члена СРХ И.С. Остроухов, К.Ф. Юон и Н.П. Крымов обратились к его председателю С.А. Виноградову с предложением об исключении Жуковского из состава членов Союза. Было назначено собрание членов Союза.

В результате К.Ф. Юон и Н.П. Крымов сняли свои подписи под протестом. Жуковский не был исключен из Союза, собрание признало себя неправомочным разбирать инцидент, и потому Остроухов в знак своего несогласия вышел из членов Союза.

Горелов М.И. Станислав Юлианович Жуковский. Жизнь и творчество. 1875—1944. Москва. 1982, с. 216

 

Станислав Жуковский "Журчание весеннего ручья" 1910 Картон, акварель, гуашь, 62х79 - Частное собрание
Станислав Жуковский «Журчание весеннего ручья» 1910
Картон, акварель, гуашь, 62х79 — Частное собрание

Выставка «Станислав Жуковский. Живопись и графика из частных собраний».

До 15.04.2016 в Галерее «Даев-33».

Информация (на 11.02.2016):

Галерея «Даев-33».

Адрес: Даев переулок, дом 33. Ближайшие станции метро «Сретенский бульвар» и «Тургеневская».

Время работы: понедельник – пятница с 12:00 до 19:00, суббота с 12:00 до 18:00, воскресенье – выходной день.

Вход свободный.

 

Смотреть еще

Третьяковская галерея Выставка Увидеть неизвестное. Живопись и скульптура из фондов

Увидеть неизвестное. Живопись и скульптура XVII–XXI веков из фондов Третьяковской галереи.

С 28.03 до 13.08.2023 в Государственной Третьяковской галерее на Крымском валу – Новая Третьяковка.

Один комментарий

  1. Светлана

    Спасибо, Кирилл, за интересную заметку! Обязательно схожу на выставку. Жуковского очень люблю.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *