Л.Я.ТИМОШЕНКО
(1903 – 1976)
Лидия Тимошенко – художница сложной творческой судьбы, отдавшая всю свою жизнь служению воображаемому зрителю, которого при жизни она почти не имела.
Начав свой творческий путь, продолжавшийся более пятидесяти лет, в середине 20-х годов 20 века в мастерских авангардного ГИНХУКа, а затем в составе новаторского ленинградского общества «Круг художников», Лидия Тимошенко прожила наполненную творчеством жизнь, не вступая ни в какие компромиссы с советской действительностью.
Лидия Яковлевна Тимошенко родилась в Петербурге 18 сентября 1903 года. С этим городом её связывают период ученичества, годы становления художественного мастерства. В 1928 году Лидия Тимошенко выставляет свою первую живописную работу “Старуха на барахолке”, которая привлекла внимание зрителей и, в частности, была высоко оценена А. В. Луначарским.
В конце 20-х годов Лидия Тимошенко – член общества “Круг художников”, с 1932 года – с момента основания – член ЛОСХа.
С первых шагов Л.Тимошенко проявила себя как тонкий и поэтичный живописец. Острые и экспрессивные рисунки 30-х годов, полные жизненного очарования живописные этюды и подготовительные композиционные эскизы к монументальному панно ленинградского Дворца пионеров – таков был первый предвоенный период творчества Л. Тимошенко.
В 1939 году был написан серьезный и тонкий по живописи портрет Л. Радловой, которым Л.Тимошенко начала свой путь портретиста – путь, на котором впоследствии определились ее высшие достижения. Годом позже, в 1940 году, на свет появилась прелестная “Катюша” – солнечная живописная автолитография, сразу утвердившая имя Лидии Тимошенко в области эстампа.
В 1941 году, незадолго до начала блокады Ленинграда, Л. Тимошенко с детьми уезжает в эвакуацию и в 1944 году переезжает в Москву. Два юных героических женских образа – “Зоя” и “Надежда Дурова” нашли свое воплощение в работах Л. Тимошенко военного времени.
Наиболее плодотворными для художницы были 30-е годы и период конца 50-х – 60-х годов, когда она словно обрела второе дыхание. Л.Я. Тимошенко – художник страстный, с ярко выраженными симпатиями; при всем разнообразии жанров и манеры письма, через все ее творчество проходит лейтмотив доверчивой юности, нежного девичества, мягкой женственности.
В её творчестве тесно соседствуют и графика, и живопись. Более двадцати лет занял у Л.Тимошенко грандиозный труд по иллюстрированию романа в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин» в живописной и графической (цветная литография) технике.
Последняя работа Л.Тимошенко в технике автолитографии была посвящена рублевской “Троице”. Множество сохранившихся вариантов композиции показывают настойчивое желание передать в графической технике все неповторимое живописное и пластическое очарование этого гениального творения.
Работы Лидии Тимошенко хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина и других музеях страны.