До 07.02.2016 в Музее современного искусства «ГАРАЖ».
В рамках специальной программы 6-й Московской международной биеннале современного искусства.
Музей современного искусства «Гараж» впервые в Москве представляет масштабную выставку Луиз Буржуа. Экспозиция «Луиз Буржуа. Структуры бытия: клетки» посвящена серии выдающихся скульптур-энвайронментов, созданных Буржуа за последние двадцать лет ее жизни.
Посетители Музея увидят более 80 работ художницы: инсталляции, ранние скульптуры, живопись и рисунки, которые предшествовали грандиозному новаторскому циклу работ.
Наряду с ними «Гараж» представит две масштабные скульптурные работы Луиз Буржуа: на площади перед Музеем будет установлен монументальный бронзовый паук Maman (1999), а в Атриуме «Гаража» впервые в мире будет показана инсталляция «Завладел ли день ночью или ночь завладела днем?» (2007).
Луиз Буржуа (1911–2010) прошла самобытный творческий путь длиной в семьдесят лет – начиная с конца 30-х в Париже и до его кульминации уже в XXI веке в Нью-Йорке.
Она принадлежит к числу немногих художников, которых относят одновременно к эпохам модернизма и современности. Свои ранние скульптурные работы Буржуа создала в начале 40-х, а в 1949 году на своей персональной выставке в галерее «Перидот» (Peridot Gallery) в Нью-Йорке впервые представила произведения, выполненные в новаторском жанре инсталляции-энвайронмента.
Спустя тридцать три года, в 1982 году, прошла ее первая ретроспектива в нью-йоркском Музее современного искусства (MoMA). На тот момент художнице было 70 лет. Примерно в то же время она переехала в просторную студию в Бруклине – до этого на протяжении многих лет мастерской ей служил ее дом в Челси.
Этот переезд позволил ей увеличить масштаб произведений и начать работу над серией «Клеток», а позже — скульптур «Пауков», первая из которых датируется 1994 годом.
Каждая «Клетка» представляет собой уникальный микрокосм, наделенный индивидуальными чертами, и охватывает широкий спектр эмоций и ассоциаций.
Серия включает в себя около 60 работ, для создания которых Буржуа использовала найденные объекты, предметы своей повседневной жизни (одежду, ткани, мебель) и скульптурные произведения, помещая их в характерные архитектурные ограждения.
Буржуа часто говорила, что воспоминания о непростом детстве послужили источником многих мотивов и явлений в ее творчестве, таких как архитектура, тело, память, органы чувств.
Джерри Горовой, личный ассистент Луиз Буржуа на протяжении многих лет, так описывал работу над «Клетками»:
«Её процесс созидания был непрерывен. Объекты внутри “Клеток” иногда нравились Луиз просто своей функцией, тем, какими словами их можно было описать, как эти слова звучали по-французски, своей формой или цветом.
В её воображении гладильная доска превращалась в изогнутую истерическую фигуру. Ассоциативные связи возникали в ее подсознании и порождали бесконечный творческий процесс».
Термин «клетка» впервые возник в ходе подготовки к Международной выставке в Музее искусств Карнеги в Питтсбурге в 1991 году, где Луиз Буржуа представила шесть работ цикла.
Для нее это слово обладало рядом значений – от биологической клетки живого организма до тюремной камеры и монашеской кельи.
Как говорила сама Луиз Буржца, «”Клетки” представляют разные виды боли: физическую, эмоциональную и психологическую, душевную и умственную. <…>
В каждой “Клетке” есть удовольствие вуайериста – трепет от того факта, что ты наблюдаешь или наблюдают за тобой.
“Клетки” либо притягивают, либо отталкивают друг друга. Они стремятся стать единым целым, слиться или, наоборот, отделиться друг от друга».
В дополнение к выставке Музей «Гараж» в сотрудничестве с Фондом Луиз Буржуа и фондом The Easton Foundation представит две монументальных работы художницы.
Maman (1999), бронзовый паук высотой девять метров, будет встречать посетителей на площади перед зданием Музея «Гараж» в Парке Горького.
Выполненная по заказу галереи Тейт Модерн специально для открытия Турбинного зала музея в мае 2000 года скульптура Maman стала одной из знаковых и самых узнаваемых работ в серии «Пауков» Луиз Буржуа.
Ключевым элементом шестиметровой скульптуры «Завладел ли день ночью или ночь завладела днем?» (2007) служит гигантское вращающееся зеркало. В нем отражается название работы, взятое из заголовка записи в дневнике художницы от 7 февраля 1995 года.
Зеркала как символ истины и самопознания представляли для Буржуа большой интерес и не раз появлялись в «Клетках», приглашая зрителя стать непосредственным участником их внутренней композиции.
Колоссальное зеркало, установленное в Атриуме «Гаража», погружает посетителя и окружающее пространство здания в мир художницы, а вопрос, отраженный в нем, вводит в работу смысловые и эмоциональные особенности восприятия, свойственные произведениям Буржуа.
Выставка в «Гараже» впервые представляет творчество художницы в Москве, но это не первое ее соприкосновение с Россией.
Буржуа было двадцать лет, когда она впервые приехала в Москву летом 1932 года. Во время своего второго визита весной 1934 года она посетила Московский театральный фестиваль и стала свидетельницей первомайских торжеств.
Почти 70 лет спустя, в 2001 году, открылась ее ретроспективная выставка в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге, став первой крупной прижизненной выставкой американского художника, проведенной в этом музее.
К выставке будет издан каталог «Луиз Буржуа. Структуры бытия: клетки» на русском языке. Оригинальный англоязычный каталог был выпущен Домом искусства в Мюнхене (Haus der Kunst, Munich) и издательством Prestel.
Информация (на 23.09.2015):
Музей современного искусства ГАРАЖ.
Адрес: улица Крымский Вал, дом 9, строение 45.
Время работы: понедельник – воскресенье (без выходных) с 12:00 до 22:00
Стоимость билетов: взрослые – 400 рублей, студенты – 200 рублей, школьники от 11 до 17 лет – 100 рублей, дети до 10 лет и пенсионеры – бесплатно.
Стоимость билетов может меняться в зависимости от представленной выставки, вы можете уточнить стоимость билетов и получить другую информацию по телефону +7 (495) 645-05-20 или на сайте музея >>