До 15.11.2015 в Фонде «In Artibus”.
Выставка Бориса Касаткина в фонде IN ARTIBUS – вторая часть проекта, посвященного московской школе живописи.
Первой в этом ряду была юбилейная экспозиция Владимира Вейсберга (2014), следующую, третью по счету, фонд посвятит Илье Машкову.
Борис Касаткин (род. 1944) – московский художник. Формально своё профессиональное образование он начал в Московской художественной школе (1958-61) и продолжил в Строгановском училище (1962).
Поворотным годом в его жизни оказался 1966, когда он начал учиться у Владимира Вейсберга, под руководством которого и сформировался как профессионал. В настоящее время живет и работает в Москве.
На выставке представлены работы непосредственно из мастерской художника, из частных коллекций и из российских музеев (Государственная Третьяковская галерея, Архангельский музей изобразительных искусств, Волгоградский музей изобразительных искусств имени И. И. Машкова, Вологодская областная картинная галерея, Пермская государственная художественная галерея).
Для зрителя эта выставка – редкая и, в некоторой степени, уникальная возможность получить цельное представление о живописи Бориса Касаткина, художника известного кругу профессионалов: коллегам, искусствоведам, коллекционерам, но до сих пор категорически закрытого для широкой публики.
Экспозиция продумана и выстроена самим художником – это выставка «от первого лица». Сто живописных работ представляют все этапы творческой жизни Касаткина.
Московские пейзажи 60-80-х – весомая часть экспозиции. Дворы, набережные, уголки парков, небо, облака – здесь нет мест, воспроизведенных «дословно», но каждый пейзаж Касаткина узнаваем. Свет и воздух, в которые претворяется живописная поверхность его работ – неоспоримо московские.
К концу 80-х яркий пленэр сменяется своего рода «белым периодом» – закономерным для ученика Владимира Вейсберга. Конец 80-х и 90-е годы – время аналитической работы в мастерской. Знаменитые вейсберговские полки, гипсовые фигуры, известные по работам великого живописца, продолжают свое существование в мастерской Касаткина. Он пишет эти предметы и сегодня.
Каждый этап творчества Касаткина отличается от предыдущего не резко – это плавная эволюция, подчиненная закономерным внутренним импульсам – ступени развития его творчества пологие, но ведут только наверх.
Больше пятидесяти лет Касаткин занимается только живописью – ежедневно, необходимое количество часов. При выдающихся способностях это путь к такому высокому уровню мастерства и понимания искусства, которые кажутся чрезмерными для нашего времени. Впрочем, ценителей такой живописи всегда достаточно.
При том, что живопись Касаткина провоцирует на разговоры о возвышенном, экспозицию IN ARTIBUS можно рассматривать в самом человеческом и почти бытовом аспекте: Борис Касаткин – всего лишь московский художник.
Простое определение исчерпывающе верно, как топографически: художник, родившийся на Арбате, никогда не жил за пределами Садового кольца, так и типологически – это «представитель московской школы живописи», то есть, по преимуществу колорист, склонный к решению пластических задач в ущерб всем остальным – моральным, психологическим, или социальным.
********
Борис Касаткин, из интервью (2011):
“Живописцы – это те, кто больше всего интересуются материалом, то есть палитрой, все остальное для них вторично.
Живопись вообще хорошая вещь, она хороша вопреки тому, что художник сознает. Это, в основном, занятие бессознательное. Искусство — просто адекватность пространственным способностям, и тайна в том, что никто не знает, какие это способности. Это как раз реализация того, что художник не знает.
Вся эта деятельность экспериментальная, хотим мы этого или не хотим. То, что кто-то называл вдохновением, кто-то называл экспериментом. Надо поставить себя в условия эксперимента.
Не врать. Не выдумывать».
Информация (на 10.09.2015):
Фонд «IN ARTIBUS»
Адрес: Пречистенская набережная, дом 17 (вход с Курсового переулка).
Время работы выставки: вторник – воскресенье с 12:00 до 20:00, понедельник – выходной день.
Вход свободный.