До 06.09.2015 в ЦВЗ «Манеж».
В Центральном выставочном зале «Манеж» открылась групповая выставка легендарных московских скульпторов, участников художественного объединения ЛеСС (1954-1968) Вадима Сидура, Николая Силиса и Владимира Лемпорта.
Экспозиция «Скульптуры, которых мы не видим» – это полномасштабное исследование феномена «подвального нонконформизма», существовавшего в СССР параллельно официальному искусству.
Десятки произведений авторства Вадима Сидура, Леонида Берлина, Анатолия Слепышева и Александра Позина из собрания МВО «Манеж» экспонируются вместе с работами Владимира Лемпорта и Николая Силиса.
Анализ истории советского формализма невозможен без рассмотрения его во временной перспективе развития советского и современного российского искусства.
На выставке будут также представлены произведения современных художников: Анатолия Осмоловского, Хаима Сокола, Дмитрия Гутова, Александра Повзнера и других.
В 1954 году молодые московские скульптуры Владимир Лемпорт, Вадим Сидур и Николай Силис создали художественное объединение ЛеСС. Совместная деятельность группы продолжалась вплоть до 1968 года.
Выполняя государственные заказы, все трое были причастны к созданию самой наглядной формы идеологической пропаганды – монументальной скульптуры, интегрированной в архитектурные сооружения периода позднего советского модернизма.
Но продолжавшаяся в СССР борьба с формализмом в искусстве вынудила художников обратиться к малой форме и мелкой пластике; произведения скульпторов долгое время оставались в подвальных помещениях их мастерских.
29 апреля 1987 года в «Литературной газете» вышла статья Виталия Гинзбурга «Скульптуры, которых мы не видим» – академик и лауреат Нобелевской премии призывал сохранить творческое наследие Вадима Сидура.
Благодаря этой статье в Москве удалось создать Музей Вадима Сидура, сегодня он является одним из выставочных пространств МВО «Манеж».
Выставка «Скульптуры, которых мы не видим» впервые представит как ранние, так и поздние работы участников объединения ЛеСС в одном выставочном пространстве, что позволит проследить эволюцию творческого метода каждого скульптура – от реализма к чистой форме и авангарду.
Архитектура экспозиции исследует и выявляет монументальность малых форм, создавая метафору открытых и закрытых пространств.
Вера Трахтенберг, куратор выставки:
«Внутреннее, “невидимое”, становится не только видимым, но и овеществленным, осязаемым, материальным. Объект преображает среду и меняет её, превращая пустоту в пространство высказывания.
Мартин Хайдеггер называл скульптуру “телесным воплощением истины бытия в её созидающем места произведении”.
Сегодня мы включаем в единое выставочное пространство все виды художественных высказываний, работающих с формой: живопись, графику, видео, и, безусловно, саму скульптуру».
Ирина Толпина, генеральный директор МВО «Манеж»:
«Выставка обращается к искусству, находившемуся долгое время в «тени» официальной культуры.
Это важно не только как шаг к восстановлению интеллектуального наследия советского периода, но и как исследование связей современной культуры с традицией, заложенной классиками нонконформизма.
Мы надеемся, что зритель проследит этот диалог и расширит свое видение отечественного искусства».
Информация (на 14.08.2015):
Центральный выставочный зал «Манеж»
Адрес: Манежная пл., 1 (ближайшие станции метро «Библиотека имени Ленина», «Боровицкая»)
Время работы выставки: ежедневно с 12:00 до 22:00, выходной – понедельник.
Стоимость билетов: взрослые – 250 рублей, льготные категории – 50 рублей.