П.В. КУЗНЕЦОВ
(1878 – 1968)
Павел Кузнецов – один из самых гармоничных по своему мировосприятию русских художников. Счастливым моментом в его творческом пути стали путешествия в заволжские степи и Среднюю Азию, которые он совершал в течение десятых годов 20 века.
Здесь он открыл новым мир – степи, пустыни, с их бесконечным пространством, прямыми линиями горизонта и высоким куполом неба, простыми людьми, испокон века населяющими эту голую землю, с нешумными стадами овец, верблюдами, с невысокими юртами, так органично вписывающимися в этот тихий пейзаж.
Используя принцип «двойного преображения», Павел Кузнецов изгонял из своих произведений элементы случайности не только из подбора предметов, но и из системы живописно-пластического толкования.
Ритмы склоненных голов и изогнутых фигур объединяют людей с пейзажем, почти не знающим резких контрастирующих взрывов. Цветовая однородность фигур людей и животных, земли и неба, деревьев и трав – всеобщая цветовая гармония мира столь же последовательно выявляет однородность всех его элементов.
Эта гармония в картинах Павла Кузнецова реализуется в очищенном и идеальном виде, и потому имеет отношение не столько к конкретному жизненному явлению, представшему перед взором художника, сколь к картине мира вообще.
Такое чувство всеобщности сопровождает художника почти на всем его творческом пути, лишь под самый конец, скорее волею внешних обстоятельств, уступив место поэзии частного.
Павел Варфоломеевич Кузнецов родился 5 (17) ноября 1878 года в Саратове в семье «живописных и иконописных дел мастера» В.Ф.Кузнецова, у которого он получил первые художественные навыки.
Учился в Рисовальной школе при Саратовском обществе любителей изящных искусств (1891-1896), в Московском училище живописи. Ваяния и зодчества (1897-1904) у А.Е.Архипова, Н.А.Касаткина, Л.О.Пастернака и в мастерской В.А.Серова и К.А.Коровина. За этюды и рисунки был награжден двумя малыми серебряными медалями.
Испытал большое влияние творчества В.Э.Борисова-Мусатова. Вместе со своими друзьями организовал в училище художественное содружество, названное позднее «Голубая Роза».
Сотрудничал с журналами «Искусство», «Золотое руно», путешествовал по России и Западной Европе, выполнил ряд декоративных росписей. Член художественных объединений «Мир искусства» (с 1910), «Свободная эстетика» (1907-1917), «Осенний салон» (с 1906).
В 1908-1912 совершал поездки в киргизские степи, в 1912 посетил Бухару, в 1913 – Ташкент, Самарканд. Впечатления от этих путешествий сформировали стиль и творческие взгляды художника. В 1913-1914 работал над эскизами панно для Казанского вокзала. В 1914-1915 сотрудничал с А.Я.Таировым в Московском Камерном театре.
После революции был Членом Коллегии и Отдела ИЗО Наркомпросса (1918-1924), занимался преподавательской деятельности, совершил множество поездок по стране. Член-учредитель и председатель объединения «4 искусства», заслуженный деятель искусств РСФСР (1929).
прекрасная выставка павла кузнецова напомнила о течении в русской культуре, к кготорому давно не обращалась – “Голубая роза”. спасибо третьяковской галерее за обширную и разнообразную композицию работ самобытного русского художника!
с уважением, елена, город химки московской области.