И.Э. ГРАБАРЬ
(1871 – 1960)
И.Э.Грабарь – выдающийся деятель русской культуры, известный и своими живописными полотнами, прежде всего в жанре пейзажа и натюрморта, и, в не меньшей степени, как архитектор, искусствовед, художественный критик и специалист по музейному делу и реставрации.
Он получил блестящее и всестороннее образование – сначала в Петербургском университете, потом ВХУ при Академии художеств, в 1896-1901 годах стажировался за границей, где изучал картины старых мастеров, занимался технологией живописи, и, кроме того, написал свои первые теоретические статьи, в которых исследовал современную европейскую живопись с её новаторскими подходами.
К наиболее известным работам Грабаря относятся его чудесные «снежные» пейзажи. Снег в разное время суток, при разном освещении – таков был объект внимания художника как приверженца импрессионизма.
В этих пейзажах, как и в других полотнах Грабаря, запечатлены состояния природы в целостном восприятии, они проникнуты необычайно сильным ощущением свежести, чистоты, радостного ожидания. Так же полны света и воздуха натюрморты художника, изображающие, как правило, повседневные предметы, цветы и плоды, вписанные в интерьер.
Художник строит изображение широкими плотными мазками, использует множество оттенков и рефлексов. Каждый локальный цвет включен в общую гармонию произведения. В пристальном наблюдении над изменчивостью состояний природы, в анализе воздействия освещения на предмет, в стремление передать ощущение мимолетности и зыбкости впечатлений Грабарь следует принципам французских импрессионистов.
И.Э.Грабаря всегда две сферы деятельности – живописца и исследователя истории искусств. Огромное значение для отечественного искусствоведения имеет многотомная «История русского искусства» – масштабное комплексное исследование, увенчавшее научную деятельность художника.
Огромен вклад Грабаря и в превращение Третьяковской галереи в музей мирового уровня, сокровищницу русского искусства. Художник занимал пост директора галереи в самые сложные послереволюционные годы. Неоценим вклад Грабаря в отечественную культуру и в качестве организатора и руководителя Центральных государственных реставрационных мастерских.
Игорь Эммануилович Грабарь родился 13 (25) марта 1871 года в Будапеште. Сын адвоката, члена венгерского парламента, затем политического эмигранта Э.И.Грабаря, в России взявшего себе фамилию Храбров. Сам художник до середины 1890-х годов тоже подписывал свои произведения Храбров, потом Грабарь-Храбров.
Первые художественные навыки получил на воскресных классах рисования при МОЛХ у В.В.Попова и В.Д.Сухова. В 1889-1893 учился на юридическом и историко-филологическом факультетах Петербургского университета. В 1892-1894 посещал частную мастерскую П.П.Чистякова, учился в ВХУ (1894-1896) в мастерской И.Репина и в Школе А.Ашбе в Мюнхене (1896-1899).
С 1897 года Грабарь был ассистентом Ашбе, а с 1899 преподавал в совместной Школе Ашбе и Грабаря. В 1897-1901 прошел курс по архитектуре у ректора Мюнхенского политехникума Ф. фон Тирша.
С 1901 года жил в С.-Петербурге, с 1903 – в Москве. Неоднократно совершал поездки по Северу России для изучения памятников древнерусской архитектуры, выезжал за границу.
Сотрудничал как художник со многими журналами, в т.ч. в 1905-1906 «Жупел» и «Адская почта», с 1899 – с журналом «Мир искусства». Член объединений: «Мир искусства» (с 1901), «Союз русских художников» (с 1903).
Один из организаторов и руководителей художественного предприятия-выставки «Современное искусство» (1902-1903). Инициатор, редактор и один из авторов многотомного издания «История русского искусства» (Издательство И.Н.Кнебеля, 1910-1915).
В 1913 Грабарь был избран действительным членом ИАХ. В 1913-1918 – попечитель Третьяковской галереи, в 1918 – 1925 директор галереи. В 1918 выступил как организатор, до 1930 – директор, в 1944-1960 – научный руководитель реставрационных мастерских ГЦХРМ (ныне ВХНРЦ), носящих теперь имя художника.
Вел преподавательскую деятельность – МГУ (реставрационное дело, 1920-1946), МГХИ (живопись, 1937-1943), вел монументальную и живописную мастерскую в ИЖСА в Ленинграде (1943-1946). Профессор, автор монографий и статей по вопросам искусства, доктор искусствоведения. Организатор и руководитель НИИ истории искусств АН СССР (1944-1960).
Действительный член АН СССР (1943) и АХ СССР (1947), народный художник СССР (1956).