А.Л. КАПЛАН
(1902 – 1980)
Литограф, рисовальщик, иллюстратор, живописец. Занимался керамикой и скульптурой.
Анатолий Львович Каплан родился 28.12.1902 (10.01.1903) в городе Рогачев Могилевской губернии в семье мясника.
Учился во ВХУТЕИН (Петроград, Ленинград, 1922-1927) у А. Рылова, Н. Радлова, К. Петрова-Водкина. Литографскому искусству обучался у Г.С. Верейского, в 1937-1940 годах работал в руководимой Верейским экспериментальной литографской мастерской ЛОСХ (Ленинградского отделения Союза художников).
Участник выставок с 1939 года. Главный художник ленинградского завода художественного стекла (1948-1950). Жил в Ленинграде, часто наезжая в родные места в бывшей черте оседлости, где изучал оставшиеся следы традиционного еврейского быта и культуры.
В 1937–1940 годах в своих композициях в духе «тихого искусства» (или своего рода лирического экспрессионизма) – преимущественно черно-белых и цветных литографиях – возобновил характерные мотивы предреволюционного «еврейского возрождения», стремившегося ввести древнюю символику иудаизма и темы местечковой культуры в русло современного искусства (цикл «Касриловка», 1939-1940).
Старые семейные фотографии, этнографические зарисовки, реминисценции сакрального декора надгробий составляют в образах Каплана романтически-живописный сплав.
Среди его произведений – альбомы на темы произведений Шолом-Алейхема «Заколдованный портной» (1953-1963), «Тевье-молочник» (1957-1961), «Стемпеню» (1963-1967), цикл «Еврейские народные песни» (1958-1962).
Исполнил также серию «Ленинград» (1944–1949), в характерной для него зыбкой, как бы «струящейся» манере. В поздние десятилетия Каплан всё чаще выступал и как живописец-станковист, в графике усиливал линейное начало. Также художник обращается к керамике, создает блюда, тарелки, мелкую объемную пластику из шамота, расписывает цветными глазурями сюжеты, варьирующих темы его графики (“Двойной портрет”, “Золотая свадьба”, “Козочка” и др.).
изображения не найдены