В.В. СТЕРЛИГОВ
(1904 – 1973)
Владимир Васильевич Стерлигов – последний художник классического русского авангарда, ученик Казимира Малевича, сумевший преобразовать и выйти из пространства супрематизма, создав оригинальную пластическую систему.
Это был изобретатель новых миров в высоком хлебниковском понимании этого слова. «Земная ось скрипнула и повернулась, – говорил Стерлигов, – и всё стало новым – земля и небо». Способ связи между двумя мирами – объективным и субъективным – развивается и видоизменяется в искусстве, науке, духовно-нравственной и религиозной жизни и стремится к совершенству.
Способ «касания» их в искусстве и есть прибавочный элемент, открытый Малевичем. Это структурно- и формообразующий принцип, который переводит живопись в качественно новой состояние.
Вся история искусства по Малевичу – это рождение и смерть прибавочных элементов, в каждой смерти – новой рождение. Кубистический сдвиг вызвал к жизни новый прибавочный элемент – серповидную кривую как образ новых форм связи духовного «Я» и объекта.
Стерлигов раскрыл другую возможность кубизма – круговой, сферический момент, скрытый в нём. Две сферы, связанные касанием, содержат в себе кривую, ставшую в системе Стерлигова новым прибавочным элементом.
Кривая и производные от неё чаша и купол привели художника к новому пониманию пластического пространства, его структуры и конструкции. Пространственные структуры, возникающие в работах Стерлигова, основаны на принципе геометризации, но криволинейной, сферичной, связанной с миром природных, органических форм.
Эстетика кривой, чаши и купола была не «придумана» художником, а уловлена в духовно-нравственной жизни мира как новая и властная потребность.
Владимир Васильевич Стерлигов родился 5 (18) марта в Варшаве в семье преподавателя Университета. По переводе отца в Москву учился в гимназии, работал в библиотеке, служил в Красном Воздушном флоте (1921-1923), учился на литературных курсах при Всероссийском Союзе Поэтов.
В 1925 Стерлигов познакомился в Москве с Верой Ермолаевой, которая посоветовала ему ехать в Ленинград учиться у Малевича. С 1926 года занимался живописью в ленинградском ГИНХУКе под руководством Малевича, осваивал принципы кубизма и супрематизма.
В 1929-1934 Стерлигов сотрудничал с детскими журналами «Ёж» и «Чиж», был близок к поэтам-обэриутам, иллюстрировал книги А. Введенского и Д. Хармса. Вместе с Л. Юдиным, В. Ермолаевой, К. Рождественским входил в группу живописно-пластического реализма.
В 1934 году, после убийства Кирова, по клеветническому доносу был арестован. Отбывал срок в лагере под Карагандой вместе с художниками В. Ермолаевой и П. Соколовым.
В 1938 был освобожден из лагеря, но был лишен права проживания в крупных городах. Сначала жил в Петушках, в 1940 принимал участие в оформлении павильона «Ленинград и Северо-Запад РСФСР» на ВСХВ. В 1941 переехал в Ленинградскую область, где его застала война. Был мобилизован и попал на Карельский фронт. После контузии в 1942 был эвакуирован в Среднюю Азию.
В Алма-Ате познакомился с Татьяной Глебовой, которая стала его женой. После окончания войны вернулся в Ленинград вместе с Глебовой, занимается живописью и рисованием, разрабатывая принципы своей чаше-купольной системы.
В 1965 (персональная) и в 1966 (совместная с Татьяной Глебовой) – выставки в Ленинграде (вторая была закрыта через 4 часа после открытия). В 1970 – две совместные выставки с Глебовой в Москве, в т.ч. в ГМИИ имени А.С.Пушкина. В октябре 1973 в мастерской художника в Ленинграде состоялась последняя прижизненная выставка Владимира Стерлигова с участием его учеников – «Скрытая геометрия форм».
1 ноября 1973 года В.В. Стерлигов скончался в Петергофе.
изображения не найдены