Суббота , 20 апреля 2024

Магия тела. Рисунок конца 19 – 20 веков.

До 12.04.2015 в Государственной Третьяковской Галерее в Лаврушинском переулке, главное здание.

Третьяковская галерея представляет вторую часть проекта «Магия тела». Вслед за выставкой живописи и скульптуры, развернутой на Крымском Валу, в залах графики в Лаврушинском переулке открывается экспозиция, которая демонстрирует жанр ню в рисунке конца XIX–XX веков. Экспозиция открывает зрителям одну из самых поэтичных страниц в искусстве этой эпохи – диалог художника и обнаженной модели.

Рисунок допускает гораздо бόльшую свободу и откровенность, чем законченное живописное или скульптурное произведение. В зависимости от желания художника первоначально нейтральный образ насыщается героической возвышенностью, монументальным величием либо интимной нежностью, эротизмом или нематериальной легкостью.

Образование класса женской натуры в 1893 году в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге стало импульсом к развитию темы обнаженной модели. В жанре ню работали все самые известные русские рисовальщики ХХ века. Однако выставка выделяет тех, для кого рисунок обнаженной натуры превращается в особый жанр изобразительного искусства, обладающий своей эстетикой, становится одной из важных тем их творчества.

Около 200 произведений из фондов графики представляют развитие жанра ню в рисунке: различие московской и петербургской школ, особенности работы русских художников в парижских ателье начала ХХ века, бытование этого жанра в искусстве авангарда, жизнь обнаженной модели в «пуританские» годы советской власти и т.д.

Произведения исполнены в различных техниках – акварели, пастели, рисунке графитным карандашом, углем, сангиной. Это работы В.А. Серова, Б.Д. Григорьева, К.С. Петрова-Водкина, М.Ф. Ларионова, И.И. Машкова, П.П. Кончаловского, З.Е. Серебряковой, Н.А. Тырсы, Т.А. Мавриной, В.Г. Вейсберга и других. Особый интерес представляет не только сопоставление художественных манер, но и анализ индивидуальной интерпретации темы художниками.

В листах З.Е. Серебряковой тела молодых женщин, при всем внимании художницы к их индивидуальным особенностям, в значительной степени выдают ориентацию автора на идеальные образы Высокого Возрождения.

Эпатировавшие своих современников художники объединения «Бубновый валет» главным свойством телесности считали брутальность, физическую мощь и силу – на листах появляются грузные, нарочито грубые модели.

Эта «грубость» обнаженной натуры прослеживается и в творчестве М.Ф. Ларионова, который включил в свой художественный язык ориентацию на культуру примитива и социальных низов. «Агрессивность» образов нивелирует «хулиганская» ирония и легкость, с которой Ларионов работал с этими темами.

Чувственность рождается в виртуозно исполненных рисунках В.В. Лебедева. Наброски с натуры, в которых образы строятся тональными переходами, сопоставлением полупрозрачных локальных пятен и белого пространства фона, выполнены тушью и акварелью быстро и виртуозно.

Легко и естественно на увлажненную бумагу ложится акварель в листах Т.А. Мавриной, где изображены красавицы, которые нежатся в интерьерах, одновременно смешные, трогательные, пикантные и забавные.

Б.П. Чернышёв основал в 1950-х годах в Москве свободную студию рисунка обнаженной натуры. Его техника переживала эволюцию на протяжении двух десятилетий от формальной сдержанности в 1950-е до яркости, раскованности и даже резкости в 1960-е.

Чувство свободы в поздних листах Чернышёва нередко переходит в экстаз, в ощущение овладевшей человеком некоей иррациональной силы. Зрительно она выражена либо в динамике фигур, либо, наоборот, в иератической статуарности и декоративности, которые напоминают об искусстве древних цивилизаций.

В 1970-е – первой половине 1980-х В.Г. Вейсберг развивал идеи «невидимой» живописи – в многослойной поверхности едва уловимы цветовые и тональные переходы, возникает идеально выстроенный, почти нематериальный в своей хрупкости образ.

Выставка «Магия тела» демонстрирует, как разработка темы обнаженного тела подводит художника к формулированию собственных представлений об идеальном и безобразном, вечном и сиюминутном, пластически наполненном и нематериальном.

Проекты, посвященные существованию отдельных жанров в истории русского искусства, составляют важную часть выставок и лекционных циклов Третьяковской галереи. Подобный аналитический обзор позволяет представить развитие отдельной изобразительной проблемы и ее интерпретацию разными поколениями художников.

Выражаю благодарность пресс-службе Государственной Третьяковской галереи за предоставленные материалы.

Все права на изображения принадлежат Государственной Третьяковской галерее, воспроизведение без согласия правообладателей запрещено.

 

 

Информация (на 23.10.2014):

Государственная Третьяковская Галерея в Лаврушинском переулке – Основное здание, залы 49-54

Адрес: Лаврушинский переулок, 10 (ближайшая станция метро – «Третьяковская»)

Время работы: вторник, среда, суббота, воскресенье – с 10:00 до 18:00, четверг, пятница – с 10:00 до 21:00. Выходной день – понедельник.

Стоимость билетов: взрослые – 300 рублей, льготные категории – 150 рублей.

 

Смотреть еще

Третьяковская галерея Выставка Николай Милиоти Избранное

Николай Милиоти. Избранное.

С 02.10.2023 до 10.03.2024 в Государственной Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке – Главное здание.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *