Г.В. СОРОКА
(1823 – 1864)
Среди учеников Алексея Венецианова имя Григория Сороки стоит одним из первых ряду. Это был яркий, самобытный талант, расцветший под чутким руководством наставника буквально за несколько месяцев обучения.
Сюжеты и композиции произведений Григория Сороки перекликаются с картинами учителя, но есть и столь же явные различия. Сорока писал крестьянскую жизнь, имея к ней самое непосредственное отношение. Некоторая условность письма, движение пластики шло в его творчестве в сторону натурной достоверности, его персонажи лишены статичности, они естественны, жизненно убедительны.
Подлинными шедеврами Сороки стали его пейзажи. Они открыли целое направление в русском искусстве – поиски идеала и божьей благодати в окружающем мире, восприятие природы как блага. Развитие этой линии можно найти впоследствии в творчестве Левитана, Куинджи, Нестерова.
Судьба художника трагична. Происходил он из крепостных крестьян гвардейского ротмистра П.И. Милюкова. Сорока – это деревенское прозвище художника, настоящая его фамилия Васильев. Самоучкой выучился рисованию. С начала 1840-х взят в дворню в имение Н.П. Милюкова Островки. В 1842 – 1847 годах с перерывами учился у А.Г. Венецианова в его имении Сафонкове, работал как подмастерье, выполняя под смотрением Венецианова заказы на церковные образа.
После 1852 года переселился из Островков в деревню Покровская, сменив положение дворового на положение деревенского живописца и иконописца.
После реформы 1861 года подписал договор с Милюковым о выкупе земельных угодий. В 1864 году участвовал в волнениях крестьян против помещика, был автором их прошения к императору Александру II. По жалобе Н.П. Милюкова 5 апреля 1864 был подвергнуть трехдневному аресту. 10 апреля художник покончил с собой.
изображения не найдены