До 30.06.2014 в Галерее Вересов
Экспозицию выставки Владимира Серебровского «Памир» составят пейзажи из серии «Сто видов Памира», написанные художником во время его неоднократных поездок в Таджикистан. Верный себе, Серебровский в своих горных пейзажах стремится к декоративности: камни, складки, тени на горных склонах у него становятся элементами единого орнамента.
Непросто было Владимиру Серебровскому, западнику и абстракционисту, найти особую манеру, чтобы передать всю красоту, что открылась ему, когда он впервые приехал в Таджикистан. Немало исходил он троп и дорог, прежде чем красота гор «распределилась в душе» и стала ему ясной. И все это происходило параллельно с постижением восточного мировоззрения. В своих походах и поездках по Таджикистану он сделал, наверное, тысячи зарисовок с натуры, чтобы затем лучшие из них перенести на большие листы.
Писать горы трудно, ведь малейшее перемещение солнечного светила в пространстве меняет рисунок горного хребта или вершины. На заре пики на горизонте светятся нежнейшими оттенками розового, сиреневого, голубого, чтобы с восходом солнца обрести совершенно иной вид, а к вечеру некоторые снежные языки успеют растаять, обнажив скрытые под ними склоны. Вид меняется настолько, что невозможно поверить – неужели мы смотрим на один и тот же пейзаж? Каждый день игра света неповторима.
Писать горы особенно трудно после Николая Рериха, поскольку зритель невольно сравнивает каждый горный пейзаж с работами классика и ищет в нем свойственную ему напряжение и энергию. Серебровский не ставил перед собой задачу спорить с Рерихом. Его взгляд на горы отражает взгляд художника на жизнь, на суть вещей. Для Рериха горы – поле битвы двух начал, Добра и Зла, они выражают напряжение, агрессивную тревогу – это всегда столкновение Света и Тьмы. И, как ни странно, это показывает, что Рерих в те годы, когда писал эти картины, оставался человеком Запада, еще только пытающимся проникнуть в суть Востока.
Для Серебровского горы – царство спокойствия, равновесия и гармонии. У него всегда торжествует свет. Потому на его листах небо над вершинами всегда ясное и, как правило, безоблачное. Это бездонная высь, ничем не омраченное пространство. В его пейзажах видно стремление к декоративности, свойственное художнику. Вызвано это не желанием «украшательства», а убеждением, что именно орнамент наиболее полно и точно выражает внутреннюю закономерность мира.
Если уж искать сопоставление, то серия «Сто видов Памира» ближе всего к гравюрам Хокусая или Хиросиге, с той только разницей, что в работах японских художников мы видим горные пейзажи как фон. На переднем плане у них всегда человек, его трудовая деятельность. У Серебровского же природа предстает в первозданной красоте, которую не затронули следы цивилизации. Те места, которые пишет Серебровский, остались нетронутыми – хотя альпинисты и покорили самые высокие вершины, их склоны по-прежнему остаются непригодными для нормальной жизни.
Людмила Синицына
Информация (на 30.05.2014):
Галерея Вересов
Адрес: Ленинградский проспект, дом 14, строение 2 (ближайшая станция метро «Белорусская»)
Время работы: с понедельника по воскресенье с 12:00 до 20:00
Стоимость билетов – 150 рублей
Прекрасные работы! жалко,что не знали о выставке…
Не менее прекрасная выставка – http://cultobzor.ru/2013/06/svetlana-atahanova/ 🙂