Пятница , Декабрь 2 2022
Главная / Выставки / Выставки в 2014 году / Выставки в августе 2014 / Рождение шедевра: Эскиз, этюд, картина.

Рождение шедевра: Эскиз, этюд, картина.

До 05.10.2014 в основном здании Государственной Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке.

Выставка из фондов графики XVIII – начала XX века Государственной Третьяковской Галереи позволит зрителю рассмотреть в исторической перспективе процессы, которые происходили в творчестве различных поколений художников на пути от рождения замысла до его воплощения на полотне.

В экспозиции можно проследить этапы становления идей прославленных картин, в числе которых «Последний день Помпеи» К.П. Брюллова, «Боярыня Морозова» В.И. Сурикова, «Демон поверженный» М.А. Врубеля, «Похищение Европы» В.А. Серова. Около 200 эскизов, этюдов и набросков раскрывают особенности работы отдельных мастеров и богатство их индивидуальностей.

Своеобразным эпиграфом выставки является корпус подготовительных рисунков к полотну А.А. Иванова «Явление Христа народу (Явление Мессии)» (1837–1857, ГТГ). Этапы работы над монументальным живописным произведением демонстрируют размах творческой деятельности художника, «целая жизнь» которого «была употреблена на созерцание, обдумывание, изучение своего предмета» (А.И. Герцен).

Из представленных на выставке произведений первой половины XIX века особое внимание привлекают шедевры композиционного академического рисунка – эскизы к картинам крупнейших мастеров своего времени К.П. Брюллова и Ф.А. Бруни, связанные с созданием знаменитых живописных полотен «Последний день Помпеи» (1830–1833, ГРМ) и «Медный змий» (1841, ГРМ).

Во второй половине XIX века станковая картина стала доминировать над всеми видами изобразительного искусства, а в графике особую роль приобрел подготовительный эскиз. Новое поколение художников решало в эскизах принципиально важную творческую задачу – «сочинение» такой четкой и лаконичной композиции, в которой ясно был бы обозначен сюжетный стержень картины. Многие из этих листов по степени завершенности, мастерству исполнения и художественной выразительности не уступают своим живописным аналогам.

Мастера исторических композиций использовали все разнообразие типов подготовительной графики. На выставке представлены образцы беглых набросков (И.Е. Репин. «Иван Грозный», 1882), упрощенных композиционных схем (В.И. Суриков. «Меншиков в Берёзове», 1883), виртуозно исполненных рисунков (В.Д. Поленов. «Христос и грешница», 1888), экспрессивные фантазии (Н.Н. Ге. «Суд синедриона», 1892), листы-вариации известных картин (И.Н. Крамской. «Неутешное горе», 1870 – начало1880-х).

Значительную роль в истории пейзажной живописи сыграло увлечение художников-передвижников этнографическими мотивами. Так, из серии документально точных натурных зарисовок, почти научных карандашных «штудий», исполненных В.В. Верещагиным во время второго путешествия по Туркестану (1869–1970), родился живописный этюд «Развалины театра в Чугучаке» (1869–1870, ГТГ). Красочные, залитые светом акварели, привезенные из египетских путешествий, подсказали К.Е. Маковскому тему картины «Перенесение священного ковра в Каире» (1876, ГРМ).

Специальный раздел выставки посвящен знаменитым этюдам, которые стали такой же важной частью истории русского искусства, как и произведения, к которым они были созданы. Это «Голова Христа» Н.Н. Ге для картины «Голгофа» (1893, ГТГ), работы М.А. Врубеля – акварель «Роза» к «Портрету Н.И. Забелы-Врубель на фоне березок» (1905, ГРМ) и рисунки углем: «Платье» к пастели «После концерта» (1905, ГТГ), «Голова пророка» к композиции «Видение пророка Иезекииля» (1906, ГРМ). «Жемчужиной первой величины» справедливо считают этюд старшей дочери А.Д. Меншикова к картине В.И. Сурикова «Меншиков в Берёзове» (1883, ГТГ). Все они отличаются художественным совершенством, мастерством исполнения и, перерастая рамки этюда, превращаются в совершенно самостоятельные произведения.

На рубеже XIX–XX веков переосмыслялась роль этюда и эскиза, размывались границы между ними. Примером соединения специфики этюда и эскиза можно назвать акварель В.А. Серова «Портрет Г.Л. Гиршман» к ее живописному портрету (1907, ГТГ) и карандашный «Автопортрет» М.А. Врубеля, созданный в процессе работы над акварельным «Автопортретом» (1905, ГРМ). Рисунок углем М.А. Врубеля «Раковина» весьма условно может быть назван этюдом к знаменитой «Жемчужине» (1904, ГТГ). Он лишь часть цикла натурных рисунков, итогом которого является эта знаменитая композиция. Возникновение жемчужины Врубель воссоздает как процесс рождения формы – от фрагмента к целому, от пустоты чистого листа к «перлу» – шедевру.

Этюд В.Э. Борисова-Мусатова «Осень» (1904–1905) – натурное впечатление, лежащее в основе сразу нескольких его произведений – «Куст орешника», «Осень» (оба – 1905, ГТГ). Интереснейшие комплексы представляют собой материалы, связанные с созданием картин «Демон поверженный» (1902, ГТГ) М.А. Врубеля и «Реквием» (1905, ГТГ) В.Э. Борисова-Мусатова. Своеобразие художественной системы каждого из них определяет уникальность творческого метода и практики подготовительной работы художников.

Уже в 1870–1880-х годах, когда эскизы и этюды стали экспонироваться на выставках, они начали привлекать внимание коллекционеров. Значение этих видов графики понимал и П.М. Третьяков. Отдавая приоритет в собирательстве живописи, он, однако, ценил рисунок как неотъемлемую часть художественного процесса. Третьяков считал своим долгом собирать и сохранять свидетельства творческих поисков живописцев. Эта традиция продолжается и в настоящее время при формировании коллекции Третьяковской галереи.

 


Информация (на 29.05.2014):

Государственная Третьяковская Галерея в Лаврушинском переулке – Основное здание, залы 49-54

Адрес: Лаврушинский переулок, 10 (ближайшая станция метро – «Третьяковская»)

Время работы: вторник, среда, суббота, воскресенье – с 10:00 до 18:00, четверг, пятница – с 10:00 до 21:00. Выходной день – понедельник.

Стоимость билетов: взрослые – 300 рублей, льготные категории – 150 рублей.

 

Check Also

19 октября 1882 года родился Умберто Боччони.

19 октября 1882 года родился Умберто Боччони.

Итальянский художник, лидер движения футуризма. Один из великих революционеров в изобразительном искусстве, дерзко взорвавший плоскость …

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *