До 12.12.2012 в Центральном выставочном зале Манеж
Небольшая экспозиция на третьем этаже выставочного зала Манеж посвящена развернувшимся 50 лет назад событиям, навсегда оставшимся в истории изобразительного искусства и ставшего синонимом противостояния Искусства и Власти.
Мало кто помнит, что тогда в Манеже проходило две выставки – юбилейная выставка Московского Союза художников (длившаяся к моменту приезду Хрущева уже несколько недель) и приютившаяся на манежных антресолях экспозиция художников-графиков студии Элия Белютина.
Именно выставку белютинцев срочно разворачивали в ночь на 1 октября 1962 к посещению вождя. Сейчас мы понимаем, что это была инсценированная акция, устроенная консервативным крылом Академии художеств, а сам замысел её, наверняка был спланирован гораздо выше, напуганной преобразованиями в стране партийной верхушкой, руками Хрущева решившей уничтожить ростки свободы.
Итак, визит Никиты Сергеевича состоялся, досталось всем подряд, головы рубились направо и налево, фразы, ставшие крылатыми сыпались как из рога изобилия. Необразованный хам показал себя во всей красе, не понимая, что сам был марионеткой в руках партийной номенклатуры.
И вот прошло полвека… Невероятная пропасть лежит между прошлым и будущим, Уровень внутренней свободы, которым мы сейчас обладаем несоизмерим с далеким 1962 годом, но тем более нужно ценить события, произошедшие тогда и их значение в нашей истории.
В рамках выставки прошел круглый стол «Искусство и власть», в котором приняли ведущие искусствоведы и мастера отечественного искусства. В ходе дискуссии многократно подчеркивался корневой перелом, произошедший в отношении власти и деятелей культуры, в результате разгрома Манежной выставки, ту высочайшую степень внутренней свободы, родившуюся в сознании истинных художников.
Нельзя не отметить блестящее композиционное решение, примененное в организации выставочного пространства. Художник экспозиции Алексей Трегубов при минимальном количестве художественного материала – с десяток картин – сумел совершить невозможное и сделать достойный даты арт-проект.
Обнесенный высокими белыми стенами, «украшенными» нетленными изречениями Хрущева, прямоугольник экспозиции как бы являет собой перенос через временное пространство в пятьдесят лет назад. В свою очередь прямоугольник поделен на два квадрата – белый, рассказывающий о дальнейшем творческом пути участников группы Белютина, и черный – в котором представлены их произведения.
Здесь, в абсолютно темном пространстве под рев рокочущего Никиты Сергеевича, низвергающего всех и вся и беснующегося от гнева, понимаешь, под каким моральным, да и прямым воздействием оказались белютинцы. И какое надо было иметь мужество преодолеть это и остаться самим собой.
Но если вы думаете, что стальная задница и носорожья неуклюжесть российской государственности сильно изменилась за 50 лет, то, боюсь, вы сильно ошибаетесь. Приоритеты сейчас другие – тогда идеология, сейчас бизнес. Пока искусство не мешает делать деньги, его не трогают…
Информация (на 05.12.2012):
Центральный выставочный зал «Манеж»
Адрес: Манежная пл., 1 (ближайшие станции метро «Библиотека имени Ленина», «Боровицкая»)
Время работы: понедельник – воскресенье с 10:00 до 18:00
Стоимость билетов на выставку – 300 рублей (на все выставки в Манеже), разрешение на фотосъемку – 100 рублей