До 02.11.2015 в Доме Остроухова.
В рамках выставки «Крекс, фекс, пекс. Новая история деревянного человечка» Галерея ГРОС-Арт и Государственный Литературный Музей представляют инсталляцию Леонида Тишкова и Георгия Литичевского.
Наш мир бесконечно суггестивен. Любой предмет этого мира может стать мифом, из замкнуто-немого существования перейти в состояние, открытое для усвоения обществом, если он что-нибудь значит для него.
Таким мифом стал для нас Буратино. И как состоявшийся миф он обозначает и внушает, дает и требует понять – то есть имеет множество смыслов.
Художники нашего времени постоянно обращаются к Буратино, к поиску его нового образа. Не Иванушка-дурачок, персонаж русских сказок, а именно Буратино из романа-сказки А. Толстого стал героем нашего времени.
В чем писатель оказался так точен, создавая своего собственного Пиноккио, весь фантастически-реальный мир Страны дураков, что он столь близок и понятен нам?
В проекте «МЫ. XXI-й» художники Леонид Тишков и Георгий Литичевский образно размышляют на эту тему.
Буратино-Заборы Л.Тишкова суть унифицированные единицы, строительный материал для обеспечения необходимого функционирования общества. Его легко и просто подвергнуть любой манипуляции: объединить, разобщить, поставить на место, перекрасить, наконец.
Эти Буратино – прототип нашего бездумного общества, смотрящего на мир как на сумму предметов. Чтобы из деревянного состояния перейти в человеческое необходимо сделать усилие.
Усилие заключается не в ответе на извечный вопрос: «Что делать?», – но в ответе на вопрос нашего времени: «Как начать думать?» Думать, мыслить – это значит расспрашивать, вопрошать. Только тогда свершится превращение куклы в человека.
Г.Литичевский в гротесковых экспрессивных комиксах помещает своего героя то в страну Зла, то Добра. Череда образов Несвободы, насилия, жестокости скорее карикатурна, чем устрашающа.
Прозрачность и повседневность Зла в реальной жизни настолько очевидны, что мы разучились реагировать на его визуальные образы. Напротив, картинки на тему Свободы вызывают в нас живейший отклик.
Ключевой образ – Буратино-Мыслитель. Думать – значит быть свободным, тогда легко летать, любить, мечтать, плыть и достигать. И тогда возникает понимание всеобщей связи и сопричастности всему.
Подлинное искусство не принадлежит только своему времени, но и в грядущих временах остается современным. Так современен сегодня, как и 80 лет назад, роман-сказка А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино».
У организаторов проекта остается надежда на то, что сочиняемые тексты, музыка, картины и перформансы каким-то образом переплавятся в текстуру наших собственных жизней и повлияют на неизвестный нам итог всего происходящего в мире.
Художник не может изменить свое время, но он может дать времени почувствовать, что оно лишено Истины.
Крекс, фекс, пекс. Новая история деревянного человечка – выставка в Доме Остроухова – подробнее >>
Информация (на 15.09.2015):
Дом Остроухова, филиал Государственного Литературного музея
Инсталляция открыта во внутреннем дворе музея.
Адрес: Трубниковский переулок дом 17 (ближайшие станции метро «Краснопресненская», «Баррикадная», «Смоленская-Арбатско-Покровская линия» – на троллейбусе «Б» или «10» до остановки «Дом Шаляпина»)
Инсталляция доступна с 11:00 до 17:00 в дни работы музея.
Время работы выставки «Крекс, фекс, пекс. Новая история деревянного человечка»: вторник, среда, пятница, суббота, воскресенье с 11.00 до 18.00, в четверг с 14.00 до 20.00, выходной день – понедельник. Последнее число месяца – санитарный день.
Стоимость билетов: взрослые – 250 рублей, студенты и пенсионеры – 100 рублей, дети до 16 лет – бесплатно.