Е.А. РАСТОРГУЕВ
(1920 – 2009)
Евгений Анатольевич Расторгуев – заслуженный деятель искусств России, живописец, график и скульптор, один из ярчайших русских художников 20-го века.
Работы мастера находятся в фондах Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, в других музеях страны и в частных собраниях коллекционеров Европы и Азии.
Евгений Расторгуев родился в селе Николо-Погост Нижегородской области в семье учителя. В 1924 семья переехала в Городец, ставший впоследствии одной из главных тем в творчестве.
В 1930 состоялась первая поездка десятилетнего Жени в Москву, посещение Третьяковки и Музея западной живописи, еще через пять лет Расторгуев поступил в Горьковское художественное училище.
В 1941 он был мобилизован, воевал, участвовал в операции по освобождению Норвегии. После демобилизации в 1946 поступил на второй курс ленинградского института имени И. Е. Репина, продолжил учебу в Москве – на живописном факультете Суриковского института, под руководством Сергея Герасимова.
В 1953 был принят в Союз художников; тогда же, в 1950-е, начал активно участвовать в выставках, а в 1957 написал картину «Юность», вскоре приобретенную Третьяковкой. В 1960-е Расторгуев много ездил по стране, сотрудничал с журналом «Юность», работал как художник-иллюстратор, начал заниматься керамикой. Впрочем, главной всегда оставалась живопись.
На протяжении более полувека творческой жизни художника главной темой его творчества оставались русские провинциальные города, сёла, деревни. Художник с детства видел эти сцены, типажи, характеры и воплощал их в картинах, создавая тот образ России, которой сейчас, увы, уже не встретить.
Расторгуев и используемый им стиль неопримитивизма создали образ «России-матушки», живой страны с живыми людьми, с их горестями и радостями.
Застывшие картины автора передают моменты жизни русской провинции в первозданном, нетронутом прогрессом виде, показывают душу своих персонажей, не прикрытую прогрессом и цивилизацией.
Фантазии и художественное видение, вложенное Расторгуевым в работы, создают ощущение свободы, естественности и необычности судьбы людей, проживающих в нашей многонациональной стране.
Картины не описывают быт русской провинции – они передают ощущение домашнего тепла и радости праздника, происходящего где-то, в той России 19-20 веков, которую мы уже никогда не увидим.