До 01.03.2015 Музей Москвы в Петровском путевом дворце.
Выставка впервые представляет работы из архива русского фотографа Сергея Васильевича Челнокова снимавшего в последние десятилетия ХIХ го – начале ХХ века, умершего в эмиграции в Дании, из-за чего его фотографии долгое время оставались неизвестными.
Тем не менее, значительная часть фотографий сохранились и фотоархив, доступный в настоящее время, насчитывает более 1500 снимков на стекле в технике «стереопар», а также более двух сотен напечатанных фотографий и около 70 цветных «автохромов» выполненных между 1908 и 1914 годами.
Главная задача выставки – впервые представить русского фотографа до сих пор неизвестного не только широкой публики, но и специалистам, в связи с чем, возникает возможность заново взглянуть на прошлое его глазами и открыть для себя еще одного русского фотохудожника.
Центральной темой выставки является Москва конца ХIХ го – начале ХХ века, увиденная несколько иначе — через повседневность, в которой фотограф обращает внимание на лица окружающих его людей независимо от их статуса, возраста и социального положения.
Смысловым центром выставки оказывается портрет человека, который не позирует перед фотокамерой, но запечатлен фотографом в движении жизни и этот фотореализм достигает у мастера высокой выразительности, передавая ощущение нашей причастности к прошлому. Здесь гимназист и городской глава, французский посланник и солдат оказываются в едином визуальном пространстве.
Отличительной особенностью фотореализма Сергея Челнокова, Carpe diem представленного на данной выставке является его тяготение к событийности.
Фотографическое «Carpe diem» здесь не останавливает мгновение, а, наоборот, заставляет почувствовать движение жизни. Несколько зарисовок, создающих видимость репортажа, как раз и рассказывают о событиях, свидетелем которых оказался фотограф – подъем колокола на колокольню, пожар Малого театра, полет Уточкина над ипподромом, открытие памятника Гоголю, наводнение и ураган в Москве, прокладка трамвайных путей.
Мы соприкасаемся с жизнью противоречивой, контрастной и драматичной и именно это пристальное, честное вглядывание в окружающий мир делает фотографии Сергея Челнокова непосредственными и светлыми, по-своему вводящими нас в мир русской культуры.
Неслучайно, здесь же на выставке посвященной Москве, мы находим портреты Станиславского и Кони, биолога Сырейщикова и Бахрушина. Здесь в портретах ирония соседствует с отстраненностью, а, временами, и с суровой беспристрастностью, как в портрете Гучкова или портретах крестьянских детей на сборе земляники.
Конечно, фотография оставляет многое за кадром, но как раз это недостающее, она же, и позволяет тем острее ощутить. Несмотря на свои малые размеры, выставка позволяет соприкоснуться с тем особенным мироощущением русской культуры, которое было представлено русской интеллигенцией, и где московская культура рубежа ХIХ-XX века, московская интеллигенция занимала особое место.
Ибо здесь фотография оказывается не просто «парадной карточкой на память», но способом говорить, мыслить и свидетельствовать наряду с литературой и живописью, там, где мы соприкасаемся с жизнью.
В этом смысле мир фотографий Сергея Челнокова принадлежит уже всем нам, становясь, следовательно, тем, что называют искусством.
Выражаю благодарность пресс-службе Музея Москвы за предоставленные материалы.
Информация (на 05.12.2014):
Петровский путевой дворец.
Адрес: Ленинградский проспект, дом 40. Проезд до станции метро «Динамо».
Посещение выставки только по предварительной записи в составе организованных групп. Подробности >>