С 13.08 до 11.09.2022 в Владимирском центре изобразительного искусства.
Галерея «Веллум» проводит во Владимирском областном центре изобразительного искусства выставку «Грезы русского поместья», посвященную творчеству Николая Шестопалова – русского живописца, участника выставок объединения «Мир искусства», иллюстратора, графика, ученика И. Репина, истинного певца русской усадьбы.
Куратор выставки Серафима Агафонова отобрала для нынешней экспозиции работы 1920-1950-х годов из собрания галереи «Веллум», иллюстрирующие творческий путь художника: от академического искусства и символизма к созданию картин на темы современной истории.
Посетители увидят более 50 произведений: это столь любимые автором дореволюционные усадебные интерьеры, пейзажи среднерусской полосы с непременными церквями, пасторали и рядом – развитие нового советского индустриального быта. Впрочем, именно пейзаж всегда был ведущим в творчестве художника, даже когда речь заходила об индустриальных ландшафтах ДнепроГЭСа.
Николай Шестопалов (1875 – 1954), получивший признание в 1900—1920-е годы, впоследствии оказался практически потерянным для истории отечественного искусства. Галерея «Веллум», занимающаяся в том числе возвращением забытых имен художников, в 2016 году уже провела две его выставки: в Государственном Русском музее и ЦДХ.
Творческий путь художника был типичным для рубежа XIX-XX столетий. Крестьянский мальчишка, закончивший сельскую церковно-приходскую школу, попал в Санкт-Петербург, где занимался на курсах Тенишевой у Репина, в студиях Мате и Дмитриева-Кавказского. Между революциями учится в Германии, Италии и Франции.
Вернувшись в Россию, Николай Шестопалов участвует в выставках «Мира искусства». В круг общения молодого художника входят Бенуа, Добужинский, Бакст — те, чье мировоззрение ломало тогдашние константы подхода к искусству, противопоставляя свободу творческих изысканий художника – привычному реализму, в особенности «социальности» передвижников.
В биографической научной статье о художнике искусствовед Любовь Агафонова (основатель галереи «Веллум») пишет: «Как типичные представители модерна «мирискусники» визуализировали эстетику неоромантизма, поэтизируя историю, архитектуру и быт прошлых столетий.
В этой удивительной атмосфере рождаются и шестопаловские образы, но не западные, а ушедшей России. Он с упоением пишет акварели в старом Угличе, изображая классический дом Зыкова, крыши дворца царевича Дмитрия или простой, но такой романтично старомодный домик купца начала XIX столетия, старую усадьбу, мезонинчик с видом на балкон, откуда вырывается сноп света.
Художник фиксирует образы ушедшей жизни, потерянной навсегда, но такой манящей, сказочной, изображая архитектуру прошлых веков. Но, в отличие от того же Александра Бенуа, так любившего Версаль и все «заморское», Шестопалов обращается к картинкам русской провинции».
Позднее он принимает революцию и выставляется в экспозициях АХРРа с момента основания этой организации (1922г.). Но сознательно дистанцируется от активных социальных процессов в околокультурной жизни страны, уходя в оформительскую работу, иллюстрируя открытки или реконструируя быт прогрессивных писателей и революционных публицистов.
Николая Шестопалова спасают постоянные командировки – он много ездит по стране и пишет пейзажи новых строек. ДнепроГЭС, Урал, рыболовные промыслы на Аральском море. Для себя он рисует пейзажи ушедшего времени – памятники Пскова, Звенигорода, Углича. На склоне лет хрестоматизирует жизнь Пушкина и Лермонтова. Советский госзаказ превращается в серию картин ушедшего рая, в декорациях которого литературные классики иллюстрируют жизнь старобытного уклада.
Информация (на 28.07.2021):
Центр пропаганды Изобразительного искусства – Владимир.
Адрес: город Владимир, улица Большая Московская, дом 24.
Время работы выставочных залов: среда – воскресенье с 10:30 до 19:00, понедельник и вторник – выходные дни.
Стоимость билетов: взрослые – 100 рублей, льготные категории – 50 рублей.
Телефон: +7 (4922) 42-08-97, 32-20-48, 32-30-46.