Представляем вашему вниманию программу новых онлайн-мероприятий Государственной Третьяковской галереи на эту неделю:
Онлайн-дискуссия «Марксизм после 1968».
11 июня в 19:00 – в рамках цикла «Метанарративы: цикл онлайн дискуссий к выставке «НЕНАВСЕГДА. 1968-1985».
Май 68 — тот метанарратив, который сказывается о себе каждый раз, когда происходят массовые протесты. Так называемая «молекулярная революция» мая 68 со своим лозунгом «Запрещено запрещать» стала водоразделом — теоретическим, политическим и культурным — поставившим под вопрос возможности как социалистической политики, так и марксистской философии.
Молодежь, которая была рупором этой революции, читала левых теоретиков, но не ту марксистско-ленинскую линию, которая была каноничной в СССР. Несмотря на то, что одна из главный целей — крушение V республики — не была достигнута, а философ Жиль Делез писал в своей статье «Мая 68 не было»: «Все новое было вытеснено на задний план и сведено к карикатуре», отголоски мая 68 существуют и по сей день.
Прежде всего в тех течениях левой мысли, которые влияют на современных людей: критика общества потребления, гендерная теория, постколониальная философия, современный анархизм, левая урбанистика и т.д. Это был триумф свободного радио, Париж стал центром фоторепортажа, а в кино еще долго будут всплывать образы студенческого протеста мая 68.
Трансляция и запись дискуссии бесплатно доступны в социальных сетях музея. Присоединяйтесь к facebook, youtube или вконтакте.
https://www.facebook.com/tretyakovgallery/
https://www.youtube.com/channel/UCCJR2fHtwpHs5eYirnbCNQA
https://vk.com/tretyakovgallery
Онлайн-дискуссия «Искусство как барометр»
16 июня в 18:00 – в рамках цикла серии прямых эфиров к выставке «Поколение XXI. Дар В. Смирнова и К. Сорокина».
Правда ли, что некоторые художники и произведения подобно барометру могут чутко, прямо или косвенно, фиксировать изменения в социальной и художественной атмосфере времени?
Редактор просветительского проекта Третьяковской галереи Лаврус, куратор Марина Федоровская и художник Валерий Чтак поговорят о возможностях искусства отражать характерные особенности и острые проблемы современности.
Трансляция и запись дискуссии бесплатно доступны в instagram музея.
https://www.instagram.com/tretyakov_gallery/
История одного шедевра. Валентин Серов «Похищение Европы»
Завершающий выпуск первого сезона «Истории одного шедевра» расскажет о картине Валентина Александровича Серова (1865-1911) «Похищение Европы» (1910).
Похищение Европы – распространенный сюжет в мировом искусстве. Сюжет заимствован из древнегреческой мифологии. Европа – дочь финикийского царя Агенора. Царь богов Зевс похитил красавицу Европу, приняв вид быка. Произведение создано под впечатлением поездки художника в Грецию.
Серов обратился к памятникам крито-микенской культуры, используя в образном строе картины ритон в виде головы быка из малого дворца в Кноссе на острове Крит, фрески Кносского дворца с мотивом летающих рыб и другие памятники архаического периода.
Академическому образу античности Серов противопоставляет архаическую Античность. Своеобразие проявляется и в интерпретации сюжета: устремленный вперед бык невольно оборачивается, неуклюжий похититель красоты недооценил ее могущества.
Европа Серова, в отличие от испуганных героинь произведений старых мастеров, невозмутима. У нее идеально симметричное лицо греческой Коры, она воплощает торжествующее совершенство. Рога быка приобретают форму лиры, в невидимых струнах которой словно звучат голоса неба и моря.
Все видео серии «История одного шедевра» смотрите на Youtube-канале музея – https://www.youtube.com/playlist?list=PL81xh7hlw3gZ6xfdPSiEaW0Hy4v0_qa2k