С 02.11 до 25.11.2018 в ВЗ Государственного музея А.С. Пушкина в Денежном переулке.
Ключевая тема картин экспонируемого художника Виктора Брагинского – психологические портреты героев цикла рассказов И.С. Тургенева «Записки охотника».
Философ В. Ильин отмечал в своей работе посвященной анализу творчества писателя, что небольшие рассказы и повести были «специальностью» Ивана Сергеевича. Это отмечал и литературный оппонент Тургенева Ф.М. Достоевский.
Нервный ритм жизни, скорости, необходимость принятия быстрых решений не позволяют современному читателю гурманствовать над текстом. Мы живем в режиме fast: еда, отношения, чтение.
Мы «проходили» Тургенева в школе и «прозевали» этого писателя в жизненной суете. Задумывались ли мы над тем, что великолепные описания природы и Аннибалова клятва писателя, его борьба с крепостным правом, не позволили разглядеть в знакомых текстах иное?
Виктор Брагинский, художник глубокий и широко образованный, чутьем истинного знатока почувствовал в знакомых текстах иное, ускользающее знание.
Выставочный проект «Записки художника» – мост времени из века XXI в век XIX, позволяющего взглянуть на Тургенева, как на «первого мистика в истории русской литературы нового времени» Именно это понимание «стихии чуждой, запредельной» транслирует Виктор Брагинский в своих иллюстрациях.
В «Записках охотника» мистико-оккультной тематике посвящены два рассказа.
Первый, «Живые мощи», повествует о судьбе певуньи и плясуньи Лукерьи, и полон православной мистики. В снах Лукерьи, ее кротком принятии своей судьбы Тургенев описывает удивительной подвиг духа.
Поэтому конец пути земного становится для героини началом пути небесного. В работе В. Брагинского, Лукерья заключена в клетку. Клетка – символ заточения. И женщина, находящаяся в этой клетке, облачена в последний путь. И путь этот за пределами клетки. И свет, который указывает путь.
Вторая работа, по рассказу «Бежин луг», – это уже область трагически-мистическая, здесь художнику удалось средствами изобразительными передать мощь и красоту языка писателя, его фольклорную основу. Автор фокусирует внимание на фигурке ребенка, и чуткий зритель вдруг оказывается внутри картины, в точке мироздания, где идет осмысление происходящего здесь и сейчас.
Значимое место в экспозиции занимают работы, посвященные теме разоренных родовых гнезд – мест духовного становления человека.
Информация (на 28.10.2018):
Выставочные залы Государственного музея А.С. Пушкина в Денежном переулке.
Адрес: улица Арбат, дом 55/32, вход со стороны Денежного переулка.
Ближайшая станция метро «Смоленская» Арбатско-Покровской линии.
Время работы: вторник, среда, пятница, суббота, воскресенье – с 10:00 до 18:00, в четверг – с 12:00 до 21:00. Понедельник и последняя пятница месяца – выходные дни.
Стоимость билетов: взрослые 150 рублей, льготные категории – 50 рублей.
Каждое третье воскресенье месяца музей работает бесплатно.