От мала до велика. Рисунки экстраординарных размеров из фондов графики.

С 20.06 до 10.11.2024 в Государственной Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке – Главное здание.

Государственная Третьяковская галерея представляет выставку «От мала до велика. Рисунки экстраординарных размеров из фондов графики XVIII – начала XX века». На выставке будут представлены гигантские рисунки и крошечные миниатюры. Появление и тех, и других складывается в занимательную историю, в которой пики активного интереса к необычному формату чередуются с годами забвения.

В фокусе выставки – неожиданная характеристика графических произведений – их размер. Необычная величина рисунков часто бывает обусловлена какими-то особыми задачами, обстоятельствами, специальным заданием и, конечно, как и любой другой параметр, отражает тенденции развития изобразительного искусства.

На протяжении своего развития рисунок периодически сталкивается с необходимостью решения монументальных задач. Важным этапом в академическом образовании был большой графический эскиз, исполнявшийся в натуральную величину. Блестящий образец – перовой рисунок «Медный змий» Ф.А. Бруни.

Другой сферой развития «монументальной графики» были декоративные росписи, также требовавшие создания подготовительных рисунков в размер, так называемых «картонов». На выставке представлены картоны К.П. Брюллова, А.Е. Егорова, В.М. Васнецова, М.В. Нестерова, А.В. Щусева, Е.Е. Лансере и других.

В конце XIX века растет интерес к графике как самостоятельному виду искусства. Одним из первых создает станковую графику, сопоставимую по значимости с работами на холсте И.И. Шишкин. Его огромные перовые рисунки наряду с картинами выставляются на передвижных выставках.

На рубеже ХХ столетия стремление графики к монументальности находит неожиданное выражение в форме крупноформатного парадного портрета. Блестящие образцы которого представлены работами И.Е. Репина («Портрет М.К. Тенишевой», «Портрет Элеоноры Дузе»), В.А. Серова («Портрет Ф.И. Шаляпина»), М.А. Врубеля «Портрет Н.И. Забелы-Врубель. После концерта»), А.Я. Головина («Портрет Н.К. Рериха), А.Е. Яковлева («Танцующая») и др.

В это же время рождается новый вид монументальной графики – рекламный плакат, в котором проявили себя многие известные мастера. Контрастом крупным графическим работам станут изящные миниатюры, выполненные на кости и бумаге в технике эгломизе.

Миниатюрный акварельный портрет – важная составляющая русской дворянской культуры, неотъемлемый элемент усадебной жизни. В середине XIX века акварельный портрет уступает свои права активно развивающимся фотографическим репродукционным техникам. Потеряв функциональную значимость, она почти на полвека прекращает свое существование.

Однако стремление к тщательности, филигранности отделки, отличавшее акварельные миниатюры, находит применение в эскизах картин – настоящие шедевры крошечные пейзажи И.Н. Крамского, Е.Д. Поленовой, И.И. Левитана. Новая жизнь миниатюры начинается в эпоху Серебряного века в творчестве художников круга «Мир искусства», которые одной из своих задач видели возрождение забытых жанров и техник любимой ими пушкинской эпохи.

Информация (на 06.06.2024):

Государственная Третьяковская Галерея в Лаврушинском переулке – Главное здание – Залы 49-54.

Адрес: Лаврушинский переулок, 10.

Ближайшая станция метро – «Третьяковская».

Режим работы: вторник, среда, воскресенье – с 10:00 до 18:00, в четверг, пятницу и субботу – с 10:00 до 21:00, выходной день – понедельник.

Подробнее о порядке посещения галереи и стоимость билетов — https://www.tretyakovgallery.ru/for-visitors/museums/istoricheskoe-zdanie/

Смотреть еще

IX Международный фестиваль камерной музыки VIVARTE – 2024. Третьяковская галерея.

IX Международный фестиваль камерной музыки VIVARTE – 2024.

С 27.05 по 02.06.2024 в Государственной Третьяковской галерее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *