С 31.05 до 30.09.2024 в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике.
31 мая 2024 года в Казенной палате Кирилло-Белозерского музея открылась выставка Николая Андронова и Наталии Егоршиной «Ферапонтово. Портрет в интерьере».
Московские живописцы Николай Иванович Андронов (1929-1998) и Наталия Алексеевна Егоршина (1926-2010) принадлежат к поколению художников-шестидесятников, которые, по верному суждению известного искусствоведа и критика Александра Ильича Морозова, «мыслили и высказывались по преимуществу в героической тональности.
В сфере изобразительного искусства этому отвечали широкое увлечение монументальными жанрами, романтическое новооткрытие конструктивизма двадцатых годов, возникновение крупноформатной выставочной картины «сурового стиля». Именно такова программная для этой стилистики работа Андронова «Плотогоны», написанная в период с 1958 по 1961 годы на основе впечатлений, полученных им во время пребывания в Куйбышеве в середине 1950-х годов.
Андронов и Егоршина познакомились во время обучения в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина, поженились в 1952 году, а с 1956 года жили и работали в Москве. Их профессиональные пути закономерно пролегали в основном по одним и тем же вехам (членство в Московском союзе художников, участие в выставках, выполнение монументальных заказов, принадлежность к так называемому модернистскому крылу «левого МОСХа»), но творческим тандемом они никогда не были, поскольку каждый из них отстраивал в искусстве свою собственную вселенную.
Стремясь отрешиться от нападок официальной советской художественной критики за левомосховский «формализм», художники к концу 1960-х годов прочно обосновались на Вологодской земле в Ферапонтово, где в конце ХV – начале ХVI века работал знаменитый древнерусский мастер Дионисий. Обретенная в этом месте исключительно благоприятная для них духовно-художественная и природная среда обусловила самозабвенное погружение в живописный станковизм, но опять же разного свойства.
Николай Андронов, по примеру своего великого предшественника, открыл для себя натуральные краски, которые составлял на основе местных камней и разноцветной глины. Отсюда проистекает характерный, нередко мрачновато-напряженный «землистый» колорит его ферапонтовских картин, отсылающих даже скорее не к нарядно просветленному образному миру Дионисия, а к страстным и экспрессивным фрескам Феофана Грека. Зато присущая Дионисию белофонная праздничность отчетливо проступает в работах Наталии Егоршиной, наполняя их нередко красочной избыточностью и какой-то особой «снежной» искристостью.
Точную и проникновенную сравнительную характеристику всю жизнь работавших бок о бок мастеров дал в 2006 году видный петербургский искусствовед Лев Всеволодович Мочалов: «…перед нами репрезентативные для искусства 1960-х — два художника, взаимно дополняющие друг друга: Андронов — сосредоточенная, пасмурно- суровая, основанная на осознании нелегкого исторического опыта решимость. И Егоршина — просветленное сомнение, готовое и готовящее к открытию новых непредвиденных возможностей и начинаний. Теза и антитеза, обращенные к нашей способности видеть живопись, размышлять о ней».
Информация (на 31.05.2024):
Кирилло-Белозерский музей-заповедник – Казенная палата.
Адрес: Вологодская область, город Кириллов, улица Преображенского, дом 3.
Время работы экспозиций и выставок: вторник – воскресенье с 9:00 до 18:00, выходной день – понедельник.
Подробнее о порядке посещения музея-заповедника и его филиалов:
Сайт – https://kirmuseum.org/ru